Смекни!
smekni.com

Социальная защита семьи (стр. 4 из 13)

Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические труд­ности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятель­ности. Внедрению программ, направленных на приспособле­ние общества к потребностям и возможностям инвалидов, пре­пятствуют недостаток средств и организационные трудности.

Осуществление права инвалидов на труд, самообеспечение — одна из главных проблем их социальной реабилитации. Это не толь­ко способ улучшить их материальное положение, но и важнейший фактор самоутверждения и внутреннего развития. Исследования по­казывают, что всех инвалидов можно разделить на четыре категории: те, кто не работает, но хочет работать; те, кто не хочет работать, но вынужден трудиться (обе эти категории испытывают неудовлетво­ренность); те, кто не работает и не хочет работать; те, кто имеет ра­боту и хочет работать (эти две категории испытывают большую удов­летворенность). Таким образом, вопрос о трудовой реабилитации ин­валидов как части их социальной реабилитации включает в себя со­циально-психологический фактор: наличие или отсутствие мотива­ции к занятию трудом.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ог­раничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают доб­ровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологи­ей в специализированный интернат. Подобное решение, разуме­ется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспи­танием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказы­вающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком — инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает выну­ждена оставить работу или перейти на другую работу, более сво­бодную по графику, расположенную ближе к дому, но нижеоплачиваемую. Количество разводов в таких семьях намного выше — отцы чаще не в состоянии выдерживать постоянные трудности и уходят из семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реаби­литирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудо­вом самообеспечении.

Грачевым Л.К. автором "Программы социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов" замечено, что в семьях, в которых дети-инвалиды получают даже элементарную помощь специалистов по социальной реа­билитации, уровень разводов ниже среднего для такой катего­рии семей, ибо подобная помощь делает ситуацию не столь безнадежной.[6]

Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социаль­ного или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата зара­ботной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может по-, мочь ей сохранить стабильность — в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных.

Семьи военнослужащих.Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характер­ные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его зара­ботка — нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выпла­чиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содер­жания ребенка. Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурса­ми самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат не­редко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей ка­ждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Су­ществование в условиях военного городка, отгороженного от внеш­него мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей. Еще одна проблема семьи военнослужащего — малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимо­сти жизни, тем более от специфических потребностей существо­вания в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на на­личие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества ра­бочих мест, а пособие по безработице выплачивается только не­значительной их части. Все это нередко приводит к тому, что се­мьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедст­вия.

Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и, обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье. Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь такой семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуа­ции в России, когда задачи обеспечения выживания отойдут на зад­ний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стаби­лизации семейных отношений займут первое место.

Среди них — проблема семейной (домашней) жестокости, кото­рая только отчасти связана с внешними социальными трудностями, усугубляясь под влиянием общей психопатологизации социально-психологической обстановки в стране. Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием пси­хотравмирующих условий существования, на наиболее слабых и без­защитных (в семье это женщины и дети). Она объясняется также тра­дициями, существовавшими ранее, низкой компетентностью в ре­гулировании своих психологических состояний, отсутствием навы­ков альтернативного снятия отрицательных эмоций. Однако существует и некоторая личностная предрасположен­ность к семейному насилию и к тому, чтобы быть жертвой насилия: замечено, что женщины, избиваемые мужьями в первом браке, не­редко подвергаются жестокому обращению и во втором браке. Ис­пользуя технологии стабилизации семейных отношений, социаль­ный работник должен учитывать факторы личностного риска, а так­же варианты, в которых социальная терапия будет неэффективной.

2. Социальная работа с семьей и ее социальное обслуживание.

2.1. Технологии социальной работы и социального обслуживания семей.

Применительно к семьям различных категорий клиентов : инва­лидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. — использу­ются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи , цель которых — сохранение семьи как социаль­ного института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающей­ся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная по­мощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опас­ности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Социальная работа, ориентированная на стабилизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

Остановимся более подробно на видах экс­тренной помощи при наличии внутрисемейной жестокости. Такого рода отношения обычно скрыты от окружающих, но объективные (и довольно сложные в методическом отношении) исследования свидетельствуют о их достаточно большой распространенности (по данным американских исследователей, они характерны не менее чем для 15% всех семей).[7] В нашей стране научный интерес к этой проблеме только пробуждается, однако отдельные данные (быто­вые убийства и зарегистрированные преступления, свидетельства медиков, педагогов, социальных работников и сотрудников право­охранительных органов) доказывают его возрастание.

Формы жестокого обращения не сводятся к физическому наси­лию — это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психически­ми или иными способностями — например, запрет общаться с друзь­ями или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, на­смешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отно­шения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.