Социальная педагогика исследует социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, которое осуществляется в организациях, специально созданных для этого и в тех, для которых воспитание не является основной функцией (предприятие). Разработка ее проблем способствует развитию социальной работы, ее превращению в высокопрофессиональную деятельность, которая внесет вклад в связь воспитательных сил общества в целях повышения его культурного уровня.
Социальная педагогика изучает социализацию человека как социально-педагогическое явление. Социализация - это процесс формирования личности человека в определенных социальных условиях. В ходе этого процесса человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данном обществе и социальной группе.
Социализация - это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Человек, 1роходя этапы социализации (детство, юность, зрелость, старость), меняет социальные роли, приобретает новый статус, изменяет привычный для пройденного этапа образ жизни. Каждый раз, переходя на новый этап, ему приходится переучиваться. Этот процесс распадается на два этапа: десоциализацию (отучение от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения) и ресоциализацию (обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых. Десоциализация и ресоциализация — это две стороны одного процесса социализации. Если социализация в детстве и юности шла плавно, равномерно, представляя собой накопление новых знаний, ценностей, норм, то в зрелом возрасте на первый план выходят Десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового). Но в экстремальных условиях (колония, психиатрическая больница, армия, тюрьма) индивид дезориентируется (отвергает асе старое, не имея возможности обрести новое), так как воспитание и социализация, которые он получил в детстве, не могли подготовить его к выживанию в подобных условиях.
Человек выполняет определенную социальную роль в различных видах деятельности: - экономической, общественно-политической, педагогической, культурной, управленческой и т. д. При этом он формируется как творец материальных и духовных благ, является активным субъектом социального отн-ния. Если он не б.вкл-ен ни в один вид д-ти совместно с др.людьми,пр-с соц-ции , форм-ние л-ти, будет не возможным,т.к.соц-ость это форма общ-ого созн-ия и д-ти.
6. Механизмы социализации
К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенч возрасте. Но и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.
Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком соц.опыта.
Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
Рефлексия – внутр.диалог, в кот. человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свой-ные различ институтам общ-ва, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. С пом рефлексии чел м форм-ся и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в к-ой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
К соц-пед.механизмам социализации можно отнести следующие:
Традиционный механизм соц-ции (стихийной) предст-ет собой усвоение челом норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, к-ые хар-ны д/его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит на неосознанном уровне с пом запечатления, некритического воспр-ия господствующих стереотипов.
Институциональный механизм соц-ции, функц-ует в пр-се вз/дей-ия чела с институтами общ-ва и разл орг-ями, как специально созданными для его соц-ции, так и реализующими соц-ющие ф-ции попутно, параллельно со своими основными ф-ями.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей опр.возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами: родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.
Принцип воспитания – основные положения, на базе которых разрабатывается и реализуется на практике содержание, формы и методы
7. Человек как объект социализации
Кажд.чел, особенно в детстве, отрочестве и юности, яв-ся объектом соц-ции. Об этом свид-ует то, что содержание пр-са соц-ции опр-тся заинтересованностью общ-ва в том, чтобы чел успешно прошел полоролевую, семейную, профессиональную и политическую соц-цию и т. д.
Требования к челу в том/ином аспекте соц-ции предъявляют не только общ-во в целом, но и конкретные гр-ы и орг-ции.
Эмиль Дюркгейм, рассм-вая пр-с соц-ции, полагал, что активное начало в нем принадлежит общ-ву, и оно является субъектом соц-ции. Поэтому оно стремится сформ-ать чела «по своему образцу», т. е. утверждая приоритет общ-ва в пр-се соц-ции чела.
Взгляды Э. Дюркгейма во многом стали основанием разработанной Талкоттом Парсонсом развернутой социологической теории функционирования общества, описывающей в том числе и пр-сы интеграции чела в соц.систему.
Т. Парсонс опр-ял соц-цию как «интернализацию кул-ры общ-ва, в к-ом реб-к родился», как «освоение реквизита ориентации для удовл-ного функц-ния в роли». Универсальная задача соц-ции – сформ-ать у вступающих в общ-о «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отн-ию к системе. Чел «вбирает» в себя общие ценности в пр-се общения со «значимыми другими». В рез-те этого следование общепринятым норм-ным стандартам стан-ся частью его мотив-ной стр-ры, его потреб-ью.
Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на многих исследователей социализации. До сего времени многие из них рассматривают человека лишь как объект социализации, а ее саму как субъект-объектный процесс (где субъектом выступает общество или его составляющие). «Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми».
Человек как субъект социализации.
Чел стан-ся полноценным членом общ-ва, будучи не т. объектом, но и, что важнее, субъектом соц-ции, усваивающим соц.нормы и кул-ные ценности, проявляя акт-ть, саморазвиваясь и самореал-ясь в общ-ве.
В основу рассм-ния чела как субъекта соц-ции легли концепции амер. ученых Ч. X. Кули, У. И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида.
Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что инд-ное Я приобретает соц-ное кач-во в комм-циях, в межличностном общении внутри первичной гр-ы (семьи, группы сверстников), т. е. в пр-се вз/дей-ия инд-ных и гр-вых субъектов.
Уильям Томас и Флориан Знанецкий выдвинули положение о том, что соц.яв-ия и пр-сы необх-мо рассм-ать как рез-т созн-ной д-ти людей, что, изучая те или иные соц. Сит-ции, необх-мо учитывать не т.соц. обстоятельства, но и т.зр. индивидов, вкл-ных в эти сит-ции, т. е. рассм-ать их как субъектов соц.жизни.
Джордж Герберт Мид, разрабатывая напр-ние, получившее название символического интеракционизма, центр-ным понятием СП считал «межинд-ное вз/дей-ие». Совок-сть пр-сов вз/дей-ия, по Миду, конституирует общ-во и соц. индивида. С одной стороны, богатство и своеобразие имеющихся у того/иного инд-ого Я реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем вз/дей-ия, в к-ых Я участвует. А с другой – соц. индивид яв-тся источником дв-ия и развития общ-ва.
Идеи Ч.X.Кули, У.И.Томаса, Ф.Знанецкого и Дж.Г.Мида оказали мощное влияние на изучение чела как субъекта соц-ции, на разработку концепций социализации в русле субъект-субъектного подхода. Авторы десятитомной Международной энцикл-дии по вопросам восп-ния (1985) констатируют, что «последние иссл-ния хар-зуют соц-цию как систему коммун-ного вз/дей-ия общ-ва и индивида».
Субъектом соц-ции чел стан-ся объективно, ибо на протяжении всей ж-и на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответ-щие цели, т. е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).