Смекни!
smekni.com

Социальная политика в Агинском Бурятском автономном округе (стр. 2 из 8)

Земли хори-бурят, расположенные в долине реки Ингода и её притоков, примерно в 1800-х годах были добровольно уступлены хозяевами правительству под переселенческий фонд и заселены выходцами из Европейской России. Поэтому буряты, проживавшие в этих местах, вынуждены были оставить обжитые места и переселиться в другие регионы Забайкалья, в том числе в агинские степи. В результате чего увеличились численность и родовой состав агинских бурят.

Агинские буряты являлись постоянными поставщиками животноводческой продукции для рабочих Нерчинских горных промыслов.

Нерчинск стал первым русским городом, учебные заведения которого вопреки существовавшим запретам принимали детей инородцев-бурят. По данным 1863 года, в учебных заведениях Нерчинска обучалось пять мальчиков из Аги. В 1837 году агинские буряты были выделены из Хоринской степной думы и были включены в состав Нерчинского округа.

Чита играла немалую роль в распространении грамоты и культуры среди агинских бурят. В 1865-1869 годы в Читинском мужском пансионе обучалось 103 мальчика из Аги, которые содержались за счет средств, собираемых с родовых обществ. В благодарность за пожертвование более 45 тысяч рублей на строительство Читинской мужской гимназии агинцы получили право обучать несколько мальчиков в данной гимназии. Первым учеником данной гимназии из агинских бурят был Г. Цыбиков, окончивший её с золотой медалью и ставший впоследствии первым бурятским профессором. В Чите с 1897 года стала издаваться первая бурятская газета «Жизнь на восточной окраине» на русском и бурятском языках с периодичностью 5 раз в неделю. Издателем этой газеты был выходец из Аги, известный прогрессивный деятель конца XIX и начала XX веков, основоположник тибетской медицины в России П.А. Бадмаев.

Роль Читы в жизни агинцев после победы социалистической революции заметно поднялась. Агинский аймак, образованный в ходе Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года, входил в состав Бурят-Монгольской автономной области ДВР. Столицей республики была провозглашена Чита. Депутатом Учредительного собрания данной республики был избран известный профессор Г.Цыбиков.

Таким образом, жизнь и судьба агинцев были связаны с политической, экономической и культурной обстановкой края, тяготеющего к городам Нерчинск и Чита. Эти отношения усиливались оторванностью агинских бурят от основной массы бурятского народа, вызванной добровольной уступкой ими своих земель в долине реки Ингоды правительству под переселенческий фонд. Поэтому образование Агинского Бурят-Монгольского национального округа является правомерным политическим актом, который был встречен жителями округа с пониманием и одобрением. Появившаяся в последние годы высказывания некоторых ученых и представителей молодежи о «восстановлении» единой государственности бурятского народа не имеют исторической почвы и не соответствует его современному территориальному распространению1.

Постановлением ЦИК СССР от 26 сентября 1937 года произведено разделение Восточно-Сибирского края на Иркутскую и Читинскую области с выделением Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической республики в самостоятельную территориально-административную единицу в составе РСФСР. Этим же постановлением из Агинского и Улан-Ононского аймаков БМАССР образован Агинский Бурят-Монгольский национальный округ в составе Читинской области. В год образования округ имел территорию 20579 кв. км., население по переписи 1939 года составило 35700 человек, из них 20100 бурят. Были созданы 28 сельских Советов, на территории которых располагался 51 колхоз. Центром округа было выбрано село Агинское, являвшееся историческим центром консолидации агинских бурят в территориальное формирование.

Они стали иметь своего депутата в Верховном Совете СССР, получили возможность решать ряд вопросов социально-экономического развития в высших государственных и правительственных органах2.

Необходимо сообщить, что Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 сентября 1958 года округ был переименован в Агинский Бурятский национальный округ, а в 1977 году на основании Конституции СССР от 1977 года – в Агинский Бурятский автономный округ.

Агинский Бурятский автономный округ расположен на юго-востоке Восточной Сибири. Площадь территорий Агинского Бурятского автономного округа составляет 19,0 тыс. кв. км. 1

Глава администрации округа является высшим должностным лицом округа; возглавляет исполнительную власть округа на принципах единоначалия. Агинская Бурятская окружная Дума является однопалатным постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти округа2.

В Агинском Бурятском автономном округе - 3 района, 4 поселка городского типа, 35 сельских поселений.

Органы государственной власти округа и органы местного самоуправления:

1) принимают правовые акты, регулирующие вопросы в области занятости населения в условиях рыночных отношений;

2) с учетом местных условий и возможностей разрабатывают и реализуют программы занятости населения.

Органы государственной власти округа с учетом мнения органов местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы социальной защиты населения, предусматривая:

1) предотвращение снижения реальных доходов слабозащищенных слоев населения и сокращения масштабов бедности за счет реализации системы адресной социальной помощи;

2) финансовое обеспечение и предоставление инвалидам, ветеранам войны и труда, другим социально незащищенным группам населения, а также гражданам, которым по вине государства нанесен моральный, материальный и физический ущерб, соответствующих льгот и услуг, определенных законодательством.

Органы государственной власти округа в соответствии с федеральными законами предоставляют льготы юридическим и физическим лицам, деятельность которых направлена на социальную защиту населения, создание дополнительных рабочих мест1.

Наличие у Агинского Бурятского автономного округа статуса самостоятельного субъекта Федерации не только даёт органам государственного управления округа право и возможность проявления хозяйственно-управленческих инициатив, но и налагает на них ответственность за развитие экономики и социальной сферы региона, которые непосредственно влияют на существующий уровень и качество жизни населения и определяют будущее территории.

Между тем, государственное (региональное) управление развитием хозяйства в рыночный период в корне отличается от планового директивного управления – как совершенно иным политэкономическим содержанием, так и несопоставимо бóльшей технической сложностью, вызванной многообразием специфических рыночных факторов, влияющих на состояние хозяйственной деятельности.

В связи с высоким уровнем автономизации региональных экономик, вызванной не только “статусностью” российских территорий, но и известным разрушением вертикальных и горизонтальных экономических связей, а также видимым “дистанцированием” федерального центра от региональных хозяйственных проблем, на органы государственного управления субъектов РФ, в том числе и Агинского Бурятского автономного округа, перекладывается сложная и ответственная задача грамотного формирования и организация исполнения средне- и долгосрочных программ экономического и социального развития своих территорий.

Значимость и сложность этой работы требует всесторонней методологической проработки структурных и детальных вопросов развития практической экономики округа, в том числе в форме разработки и принятия Стратегии развития региона, которая, в свою очередь, будет служить идеологическим базисом экономической политики Администрации округа и методологической основой среднесрочной региональной целевой программы социально-экономического развития1.

1.2. Сущность и основные направления социальной политики.

Социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своём социальном развитии.

Вопросы, связанные с пониманием сущности политики, взаимоотношения государства и общества, с давних времён являются предметом внимания мыслителей. С глубокой древности учёные различных школ признавали, что задача государства – забота о своих жителях. Платон утверждал, что “всякая власть, поскольку она власть, имеет в виду благо не кого иного, как тех, кто ей подвластен”, а “подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то что пригодно подвластному”[1]. Аристотель указывал, что “государство создаётся не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо”, “государство - ... союз в целях оказания помощи”, а “наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого даёт возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо”[2].

Мыслители нового времени, среди них Т.Гоббс, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель и др., также рассматривали вопрос об обязанностях государства перед своими гражданами, считая справедливость неоспоримой социальной и нравственной ценностью. Так, В. фон Гумбольдт в работе “ Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства”[3]. анализирует как юридические функции государства (мир и безопасность в обществе, защита прав свобод индивида), так и социальные (забота о благе и счастье каждого). Концепция максимального участия государства в обеспечении социальных условий жизни граждан получила наиболее развёрнутое изложение в работе И. Фихте “Замкнутое государство”1.