По последним имеющимся данным за 1995 г., средний еженедельный показатель времени, которое американцы тратят на оказание всякого рода добровольных услуг, составляет 4,2 часа[31].
Число вовлеченных в добровольную гуманитарную деятельность взрослых американцев тем больше, чем выше их образовательный статус и уровень доходов, и наоборот: их доля от американских семей с начальным образованием в 1995 г. составляла 18,7 % по сравнению с 70,7 % от семей, где супруги закончили колледж. Соответственно наивысшая доля среди вовлеченных в добровольную деятельность наблюдается со стороны высокодоходных семей, получающих от 75 тыс. долл. до 100 тыс. долл. и выше в год), которая составляет 65 — 70 % в своей категории по сравнению с 34 — 35 % из семей с доходами не выше 20 тыс. долл. в год[32].
По масштабам участия в оказании добровольных услуг населению первое место занимают религиозные общины. В 1995 г. в них было сконцентрировано 25,8 % от всех занятых добровольческой деятельностью. Далее следуют добровольцы, оказывающие услуги от случая к случаю (20,3 %); в оказании бесплатного образования их работает 17,5 %, в воспитании молодежи - 15,4, медицинской помощи - 13,2, гуманитарных (социальных) услуг- 12,7 % добровольцев[33].
Если ранжировать направления, по которым участие добровольцев проявляется в форме выделяемых на благотворительные цели денежных средств, то порядок показателей, за исключением религиозных организаций, сохраняющих верхнюю строчку и по доле тех (48 %), кто отчисляет им взносы, делает вклады по завещаниям и другие пожертвования, будет иным: на втором месте по данному индикатору - оказание медицинской помощи (27,3 %), на третьем месте - социальные услуги (25,1 %), на четвертом - воспитание молодежи (20,9 %), на пятом - образование (20,3 %). Услуги в сфере охраны окружающей среды, занимающие по показателю масштаба трудового участия девятое место, оказываются на шестом месте по числу лиц, участвующих в ее финансировании[34].
В 1995 г. общая сумма пожертвований благотворительных фондов, корпораций, отдельных граждан и семей составила 144 млрд долл. в сравнении с 46 млрд долл. в 1980 г. За 1991 - 1995 гг. доля от общего числа американских семей, добровольно отчислявших из своих доходов средства на различные виды некоммерческой деятельности, колебалась от 68,5 до 73,5 %. В среднем доля отчислений на благотворительные цели в объеме годового дохода американской семьи равняется 2,1 - 2,2 %, при этом разброс по взрослым группам составляет от 0,7 до 3,7 %[35].
Добровольные ассоциации, будучи гетерогенными социально и профессионально, отличаются отсутствием твердой иерархической структуры. В своей деятельности они не подчиняются партиям, федеральным и штатным ведомствам. Примером может служить фонд "Крупным планом", самая крупная в США неправительственная, внепартийная организация гражданского воспитания. Фонд предоставляет возможность людям, в основном учащимся старших классов средней школы, путешествовать по стране, знакомиться с работой государственных учреждений, чтобы лучше понять себя и свою страну.
Добровольные организации могут создаваться небольшими группами населения на местах, которые стремятся оказывать такие виды общественных услуг, которые не готово поддерживать большинство населения. Многие добровольные организации совсем невелики и работают в масштабах жилого района, как, например, "Аюда" (в пер. с исп. - "помощь"), насчитывающая 19 штатных работников. Каждую неделю штатным работникам помогает примерно 15 — 20 добровольцев[36].
Семья - один из основных социально-экономических укладов американского общества. Пройдя определенный путь исторического развития, в ходе которого совершились серьезные структурные и функциональные изменения, институт семьи продолжает играть ключевую роль в процессе воспроизводства. В 1997 г. в США насчитывалось более 70 млн семей[37]. Динамика структуры домашних хозяйств свидетельствует о том, что на протяжении последних десятилетий прирост числа традиционных семей постоянно оказывается ниже прироста общего числа домашних хозяйств. В результате их доля в структуре домашних хозяйств уменьшается. Особенно резко эта тенденция проявилась в 70-х годах, когда число домашних хозяйств выросло за десятилетие на 27 %, традиционных семей увеличилось на 16 %, а нетрадиционных - на 78 %; число одиноких людей увеличилось на 69 %. После 1980 г. изменения происходили более плавно, однако тенденция пока остается прежней. В середине 90-х годов на традиционные семьи (полные и неполные) приходилось менее 70 % всех домашних хозяйств, на полные семьи - только 53 %. Среди остальных 82 % составляли одинокие люди, прочие же выбирали, по данным американских социологов, совместную жизнь с кем-либо, не являющимся супругом или родственником (одним или несколькими)[38].
Есть основания предполагать, что такая же тенденция сохранится и в ближайшее десятилетие в связи с тем, что нетрадиционные формы организации домашнего хозяйства характерны в первую очередь для молодежи. В 1997 г. среди супружеских пар, проживающих вместе, почти половину составляли лица в возрасте от 35 до 54 лет. В младших возрастных группах отношение к семье и браку совершенно иное. Во всяком случае, спешить с созданием семьи юноши и девушки не склонны. Доля лиц, ни разу не вступавших в брак, в младших возрастных группах постоянно растет. В 1997 г. она достигла беспрецедентных ранее цифр: 66,5 % мужчин в возрасте 20 - 29 лет ни разу не были женаты, а 53,6 % их ровесниц ни разу не выходили замуж[39].
Изменение существовавшего еще несколько десятилетий назад взгляда на традиционную семью как на наиболее предпочтительную для большинства населения форму организации жизни обусловлено в значительной степени утратой многих функций, ранее ей принадлежавших. Прежде всего семья в подавляющем большинстве случаев уже не является производственной единицей, не обеспечивает работой своих родственников, а ее взрослые члены заняты профессиональной деятельностью вне дома, за исключением владельцев ферм, которых не так много (в сельском хозяйстве занято лишь около 3 % населения страны). Кроме того, семейный бизнес сохраняется в сфере услуг (рестораны, магазины, авторемонтные мастерские, мелкие банки), главным образом, среди американцев азиатского происхождения.
Для среднего класса в 90-е годы было характерно и то, что не только профессия, но и социальный статус не передавался по наследству (хотя первичный социальный статус ребенка, конечно, определялся семьей), братья и сестры могли занимать разное социальное положение, так как оно определялось не занятостью, а собственными заслугами. Влиять на профессиональное, финансовое, социальное будущее своих детей большинство американских семей могло лишь одним путем - воспитанием и образованием. Сказанное не относится к семьям правящего слоя, выходцы из которого наследовали значительную собственность в различных ее формах, политические связи, и, следовательно, социальный статус. По наблюдениям американских социологов, такие семьи сохраняют прочные связи не только в пределах нуклеарной семьи, но и с более широким кругом родственников[40].
В прошлом такие потребности, как помощь в случае болезни и старости, возможность получения финансовых средств и т.д., также обеспечивалась семьей. С развитием сферы услуг, социального страхования, банковской сети эти функции постепенно отмирают. Все названные потребности в 90-е годы практически полностью выполнялись другими институтами. Соответственно изменился и характер связей между индивидом и обществом. Если раньше такая связь осуществлялась опосредованно, через семью, то теперь каждый взрослый гражданин, безотносительно к принадлежности (или не принадлежности) к семье стал иметь самостоятельные, независимые от родственников и супруга связи с другими социальными институтами.
Сужение круга потребностей, удовлетворяемых в рамках семьи, наряду с сокращением числа традиционных семей привело и к серьезным внутрисемейным деформациям, прежде всего к росту числа разводов и неполных семей. В 70-х и 80-х годах США принадлежало мировое лидерство по числу разводов на 1000 заключенных браков. В 90-х годах уровень разводов продолжал оставаться высоким: более половины заключенных браков распадаются. Неполные семьи (один из супругов отсутствует) составляли в 1970 г. 15 % всех семей, в 1980 г. - 21, а в 1997 г. - уже 31 %[41].
Однако, несмотря на утрату ряда функций, семья продолжает выполнять свою важнейшую задачу - передачу от поколения к поколению основных культурных кодов, ценностей и установок. Этот процесс принято называть "семейной социализацией", в ходе которой формулируется зрелая, социально компетентная личность. Американские социологи утверждают, что усвоение норм, принятых в обществе, включая отношение к политической и экономической системе общества, закладывается в семье. Но суть явления, видимо, не в этом (или не только и не столько в этом). "Семейная социализация" не ограничивается усвоением лишь тех норм и ценностей, которые господствуют в данное время и в данной стране. Суть явления гораздо глубже. Она заключается в передаче основных (или архетипических, согласно определению К. Юнга) цивилизационных характеристик. В семье закладываются основы личности, осознающей свою принадлежность к определенной расе, конфессии, классу. Механизм этого явления описан российскими социологами А.И. Антоновым и В.М. Медковым: «Речь идет о формировании в семье гибкой переключаемости ребенка с кода поведения "среди своих" на код "среди чужих" и обратно. Чем сплоченнее семья, тем сильнее семейное МЫ, тем отчетливее признаки и атрибуты того, что "мы свои". Оппозиция своего и чужого распространяется и на общезначимые ценности... Именно в семье закладываются основы умения быстро переключаться со "своего" на "чужое" и обратно. Не принадлежность детей к "плохим" или "хорошим" семьям, делает их самих "плохими" или "хорошими", а неспособность семьи (благополучной или неблагополучной) привить детям умение отменять там, где надо, общечеловеческое или ущемлять исконно свое»[42].