3. Приверженность традициям. В сельской местности проживает в основном коренное население страны, унаследовавшее историческую память предшествующих поколений. Крестьянство по-прежнему ориентируется на традицию, которая является для него непреложным законом хозяйственной деятельности и всего жизненного уклада общества от природы диктовала ориентацию на воспроизведение прежних образцов, унаследованных от предков. Отход от производственного и экологического опыта многих поколений мог обернуться катастрофой. Запрограммированные природным воздействием консерватизм и приверженность традиции служили гарантом устойчивости и благополучия социума, условием физического выживания людей. Традиция закреплялась в обрядах и обычаях. В тех или иных видах на селе сохранились различные формы взаимопомощи, кооперации, заготовки и хранения сельскохозяйственной продукции, содержания скота и других. Эти факторы являются главными в профессиональной деятельности сельского социального педагога и социального работника.
4. Роль семьи. Семья в деревне воспринимается как хозяйственная единица, как форма правильной организации жизни взрослого человека, как источник поддержки и средство выживания. В сельской местности в понятие «семья» вкладывается нечто большее, чем в городе. Семья на селе – это и родные братья (сестры), и близкие родственники, и прошлые поколения, связанные с живущими невидимыми нитями. Благополучное существование семьи во многом зависит от ее способности максимально мобилизовать силы и средства для самообеспечения. В период кризиса сельская семья имеет весьма ограниченный выбор места работы и, соответственно, источников доходов. Это, в свою очередь, снижает возможности потребления и неизбежно приводит к поиску компенсирующих недостаток денежных ресурсов видов занятости и иных способов получения доходов. Многие семьи почти полностью живут за счет своего хозяйства. Сельская семья более стабильна, чем городская, сельские женщины проявляют гораздо большую терпимость в браке, чем городские. Дети очень часто занимают первое место в системе семейных предпочтений.
5. Роль систем неформальной поддержки. В сельской местности взаимосвязи людей и их солидарность в ощущениях и идентичности приводят к сильной взаимосвязи друг от друга. Поэтому сельские жители, опираясь на сохранившиеся традиции общинной жизни, чаще обращаются за помощью друг к другу, чем в поддержке государственных и общественных структур. Межсемейная, дружеская, соседская, родственная взаимопомощь имеет разные формы: «натуральная» помощь, взаимообмен с другими семьями, дарение, помощь в строительстве дома, присмотр за детьми, помощь по хозяйству и другая. Механизм взаимопомощи, посредством которого в орбиту взаимной поддержки вовлекается большое число участников, - важное средство социальной защиты человека. И этот фактор необходимо учитывать социальному педагогу и социальному работнику.
6. Межсемейная кооперация. Часто без помощи государства и других структур люди сами организуют домашний или семейный бизнес, мобилизуя наработанные прежде связи, устанавливая контакты с городскими родственниками, заставляя проявлять интерес неформальных кредиторов, активно используя потенциал семейной экономики. Имеется много примеров того, когда несколько семейств, объединив свои силы и возможности, сообща заготавливают сено, сажают картофель, убирают урожай, большой партией поставляют на рынок молочную и мясную продукцию, разделяют между собой обязанности по ведению своих хозяйств. Многостороннее кооперирование становится основой существования личных подсобных хозяйств.
7. Роль общественного мнения. В пространственно-ограниченной сельской среде большое значение имеет общественное мнение. К примеру, действиям властей, когда они ориентированы на личную выгоду, очень часто противостоят сложившиеся на селе традиции общинного, коллективного действия сельских жителей, с которыми руководитель вынужден считаться. В таких случаях руководитель не может, игнорируя последующую реакцию, снять с должностного поста бригадира или специалиста, который пользуется поддержкой и уважением людей. В большей степени это сопротивление ощущают руководители – «чужаки», то есть те, которые не были изначально его жителями – «своими» в сознании местных селян. Но не везде рядовые люди способны на противостояние власть имущим. И это обстоятельство, хотя и не напрямую, определенным способом влияет на ситуацию в селе в целом и на положение каждой семьи в отдельности.
Как видим, социальная работа на селе, будучи новым видом профессиональной социальной деятельности, должна вписаться в сложную систему социальных отношений, базирующихся на исторических, культурных, хозяйственных традициях той или иной сельской социальной общности и занять в ней свою нишу. Чтобы это произошло, важно хорошо знать и понимать психологию сельского жителя, уважительно относиться к традициям данной местности; использовать исторический опыт социальной защиты человека и при этом привнести новейшие профессиональные знания в оказании помощи человеку, его семье, общине.
В целом социальная работа на селе определяется конкретной социальной ситуацией, с которой сталкивается социальный педагог или социальный работник и которая требует своих методов, своих приемов решения, особой формы социального участия.
[1]Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999. С.89-93.
1 Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999. С.89-93.
1 Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной. М., 1997. С. 275 – 278.