Мир материальных артефактов. Артефактами (от лат. arte— искусственный ufactus — сделанный) в широком смысле слова называют любой искусственно созданный объект, в отличие от объектов, возникших в природе естественным путем, без вмешательства «вне природных» сил — человека или каких-либо иных разумных существ. К артефактам относятся сделанные руками людей вещи, рожденные в их головах мысли, найденные ими средства и способы действий, формы совместной жизни и пр. Язык — это тоже артефакт. В более узком смысле под артефактами понимают лишь объективированные результаты человеческой деятельности (т. е. к ним не относят продукты духовной деятельности, оставшиеся чисто идеальными образованиями).
Мир материальных артефактов — это искусственно созданная людьми среда обитания, «вторая природа», в которой живет человеческое общество. Нас с детства и до старости окружает со всех сторон эта артефактная среда: пеленки и соски, игрушки и книги, одежда и мебель, стекло и бетон, звуки музыки и электрический свет — все это продукты человеческого труда. Следы человеческого воздействия несет в себе даже то, что мы едим и пьем, даже воздух, которым мы дышим. Общество существует как бы на грани двух миров — естественного и искусственного, причем в ходе исторического развития первый все больше заслоняется вторым (хотя превратить мир артефактов в замкнутую сферу и полностью отгородиться ею от природы невозможно).
Природные явления, вовлеченные в сферу социальной деятельности. Осваивая природу, люди усматривают смысл — ценность, пользу и т. д. — также и в естественно возникших ее явлениях.
Когда эти явления становятся предметами практической деятельности, смысл их обычно связывается с их функциональным назначением, их способностью удовлетворить какие-то потребности общества.
Так, полезные ископаемые (нефть, рудные залежи и пр.), не имевшие в первобытные времена никакого отношения к социальной реальности, входят в нее и превращаются в общественное богатство страны, когда находятся способы их использования. Плесень, не привлекавшая никакого интереса к себе, после открытия ее антимикробных свойств становится пенициллином — реальным и социально значимым орудием медицины в борьбе с болезнями.
«Человеческим» содержанием — эстетическим, нравственным религиозным и т. д. — наделяются также природные явления, попавшие в сферу духовной деятельности. Нередко при этом их образы обретают символическое значение.
Таковы образы хитрой лисы или трусливого зайца в народных сказках, поэтические описания радуги или заката, мистические интерпретации затмений, комет и т. д. Извержение вулкана — природное явление, и как таковое оно лежит вне сферы культуры. Но когда оно понимается как проявление гнева богов или как трагедия человеческого бессилия перед грозной стихией («Гибель Помпеи» Брюллова), то становится знаком, символом, в котором люди усматривают особый, «сверхприродный» смысл.
В ходе исторического развития общества сфера его деятельности расширяется, и граница между естественной природной средой и миром артефактов становится все более зыбкой. Область социальной реальности постепенно охватывает всю нашу планету (а в будущем, возможно, и окружающий космос). В работах Э. Ле-Руа, В. И. Вернадского, П. Тейяра де Шардена развивается мысль, что это ведет к возникновению ноосферы — сферы разума, в которой природная и социальная реальность сливаются и превращаются в своего рода «мыслящую» оболочку, облекающую земной шар.
Коллективные представления. Люди не только создают социальную реальность, но и отражают ее в своем сознании так же, как и природу. У каждого человека складывается своя индивидуальная картина окружающего его мира. Но вместе с тем существуют общие взгляды, представления, мысленные установки, имеющие хождение в обществе и более или менее разделяемые его членами. Э. Дюркгейм называет мысленные образования такого рода «коллективными представлениями», подчеркивая, что они хотя и существуют в головах индивидов, но «не зависят от личной природы индивидов». В отличие от индивидуальных представлений, коллективные представления «исходят не из индивидов, взятых изолированно друг от друга, но от их соединения, а это совершенно иное дело». Они навязываются индивидам извне, из «коллективной жизни» в общей культурной среде.
Подобные коллективные представления составляют содержание того, что называют общественным сознанием, ментальностью, общественным мнением и т. д.
Коллективные представления обычно кажутся человеку чем-то само собой разумеющимся, и он просто исходит из них в своем мышлении и поведении, не отдавая себе отчета, почему он мыслит и действует так, а не иначе. Но даже если он сможет от рефлексировать и эксплицировать (т. е. четко сформулировать) эти мысленные установки, то он, скорее всего, будет считать их собственными, внутренними убеждениями, сложившимися в его жизненном опыте, а не заимствованными извне.
Коллективные представления могут вести к искаженной и неверной трактовке явлений действительности. Но пока мы находимся у них в плену, мы этого не замечаем. Отказаться от них нас обычно заставляет практика, когда она убеждает нас в их ошибочности и неэффективности, а также знакомство с другими культурами, где господствуют иные коллективные представления.
В качестве коллективных представлений могут выступать социальные стереотипы — упрощенные, схематизированные образы каких-либо общественных явлений и объектов, получившие широкое признание в общественном мнении. Существуют, например, стереотипные образы представителей разных наций. Стереотипы — это шаблоны, под которые подгоняются человеческие мысли и действия. Часто они являются предвзятыми, связанными с предубеждениями И предрассудками. Реклама и идеологическая пропаганда, создавая и внедряя в массовое сознание стереотипы, использует их как средство манипулирования общественным мнением.
В каждом обществе коллективные представления образуют в своей совокупности картину окружающего мира. Она выражается, например, в древних мифах, рассказывающих о том, что Земля покоится на слонах, которые стоят на черепахе, которая лежит на китах, и т. д. В христианской и мусульманской культурах мир представляется как творение Бога, создавшего Землю и «небесную твердь», ад под землей и рай на небесах. В европейской культуре Нового времени складывается механистическая картина мира как огромной машины, детали которой — атомы, планеты, звезды и пр. — движутся по заданным законами механики траекториям. Существует большое различие между представлением о мире в западной культуре и в культуре Востока. Современная научная картина мира радикально отличается от всех предшествующих. Но ведь иного мира, кроме того, каким он выглядит при взгляде на него «изнутри культуры», люди данной культуры не знают и даже вообразить себе не могут без знакомства с другими культурами.
В социологии известен «принцип Томаса»:
Если ситуация мыслится как реальная до она реальна по своим последствиям.
То есть если человек думает, что его представление о какой-то ситуации соответствует действительности, то он ведет себя так, как того требует его представление, и последствия его поведения вполне реальны. Отсюда следует, что коллективные представления, независимо от того, насколько они соответствуют реальности, предопределяют типичное для членов данного общества восприятие действительности и поведение. Даже самые фантастические представления о мире, если люди в своих действиях руководствуются ими, становятся вполне реальными факторами, обусловливающими жизнь людей. Поэтому коллективные представления являются существенным компонентом социальной реальности.
«Осознание действительности — часть самой действительности».
4. Общество как социальный организм: синергетическая трактовка
Общество называют социальным организмом, чтобы подчеркнуть, что его следует рассматривать как сложную целостную систему. В чем смысл такого подхода, как он способствует познанию общества? Дело в том, что он позволяет распространить на общество те общие и необходимые признаки, которыми обладает всякая система (разумеется, конкретизируя их с учетом специфики социальной реальности). В этой связи целесообразно обратиться к синергетике — одному из новейших научных направлений, связанных с изучением систем.
Синергетика возникла в 1960-х гг. как физико-математическая теория так называемых диссипативных систем, т. е. систем открытых, взаимодействующих с окружающей средой и сохраняющих свое существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией («диссипация» — от лат. dissipare— рассеивать). Начало ей положили работы И. Пригожина (Бельгия), а название «синергетика» дал Г. Хакен (Германия). Значительный вклад в ее разработку внесли отечественные ученые С. Курдюмов, А. Самарский, В. Арнольд, М. Волькенштейн и др.
В ходе развития синергетических идей особое внимание исследователей привлекла самоорганизация, которая при определенных условиях происходит в открытых системах и ведет к их эволюции. Были обнаружены универсальные свойства и закономерности самоорганизации, которые имеют место в самых разнообразных системах. Это вызвало необходимость с новой точки зрения рассмотреть содержание философских представлений о процессах развития, о взаимосвязи случайности и закономерности, о соотношении между порядком и хаосом и т. п. Широта и фундаментальность синергетических идей и принципов привели к превращению синергетики в междисциплинарное научное направление, которое становится источником важных философско-методологических выводов и обобщений. В рамках этого направления формируется социальная синергетика, задачей которой является применение синергетических понятий и методов к изучению общества.