Смекни!
smekni.com

Социальная сеть в медико-социальной работе (стр. 2 из 16)

В России монографическое исследование имеет давнюю традицию.

В проведенных в конце XIX – начале XX века подворных обследованиях деревень использовались: методика обработки поселенных списков, статистических данных, беседы с крестьянами также были нацелены на получение цифровых сведений. Исследования же, которые можно отнести к той же школе, что и описанные американские и восточноевропейские, включают: "Рязанское село Кораблино: история, экономика, быт, культура, люди села" (1957 г); "Кораблино - село русское" (1961 г); "Село Вирятино в прошлом и настоящем: Опыт этнографического изучения русской деревни" (1958 г); "Опыт историко-социологического изучения села Молдино" (1968 г) и другие.

Современные ученые, такие как О.В. Нечипоренко, А.Н. Вольский, Г.Р. Хамзина, И.Н. Полонская, И.А. Григорьева, А.Н. Гончарова, В.С. Шмаков и другие провели ряд исследований сельских сообществ в периоды становления рыночных отношений в России.

Становление медико-социальной работы в России является одной из стратегий инновационного развития медико-социальной помощи населению как общества в целом, так и каждого локального сообщества в отдельности.

Отечественные исследователи всесторонне рассматривали влияние различных комплексных социально-гигиенических, медицинских, психологических и социальных риск-факторов на здоровье и образ жизни человека.

О.П. Щепин, Н.М. Мартынова, Р.В. Коротких и другие подчеркивают, что здоровье человека обеспечивает его социально значимое существование и в этом смысле выступает жизненно необходимой объективной потребностью. Авторы обращают внимание на то, что все условия жизнедеятельности индивидуума, социальные способы удовлетворения потребностей с необходимостью проявляются в состоянии его здоровья, а условия и способы удовлетворения этих потребностей выступают в качестве реальных здравоохранительных факторов.

Ю.П. Лисицын, привлекая внимание к необходимости выработки концепции стратегии и тактики охраны и улучшения здоровья населения России, базируясь на существующих проектах, указывает на основное положение для стратегии здравоохранения - определение этой отрасли как сферы социальной политики. При этом особую значимость имеет (согласно этой концепции) не только обеспечение и увеличение средств и сил, повышение качества медицинских услуг, а также охрана и повышение уровня здоровья населения, оцениваемого как медико-социологическими показателями (индекс здорового образа жизни - ЗОЖ - потенциал общественного здоровья), так и медико-демографическими и медико-статистическими. Лисицын подчеркивает, что главный вопрос для решения стратегических задач - обусловленность общественного здоровья. Автор определяет стратегическую роль профилактических программ на основании формирования ЗОЖ и оздоровления внешней среды, которые должны идти по двум направлениям: преодоление факторов риска и формирование факторов ЗОЖ.

О.П. Щепин отмечает, что существует противоречие между необходимостью усиления социальной роли здравоохранения и невозможностью улучшить состояние здоровья народа только усилиями государства в связи с ухудшением ситуации в экономике страны, в самом здравоохранении, его материально-технической базе и трудовом потенциале [20, с.12].

И.В. Поляков считает, что успешность процессов реформирования здравоохранения и социального обеспечения во многом зависит от степени интеграции усилий различных фондов социальной защиты населения, развития межотраслевого подхода к организации медицинской помощи. Основные направления современных здравоохранительных реформ должны учитывать весь комплекс условий существования индивида, семьи, коллектива, общества. Необходимо эффективное функционирование организационной структуры, объединяющей в одно целое все компоненты, определяющие уровень здоровья населения.

В.З. Кучеренко и Л.Е. Сырцова, анализируя проблемы профилактики в условиях реформы здравоохранения, выделяют факторы, препятствующие их решению. Среди них авторы называют общественно-экономическую нестабильность, социальную незащищенность значительной части населения, стихийную миграцию и ее последствия, отсутствие единой концепции профилактики, несовершенство законодательства, недостаточное государственное финансирование и малую роль других источников, отсутствие интереса со стороны страховых компаний, а также слабую материально-техническую базу других отраслей хозяйственного комплекса и др.

П.И. Сидоров, В.З. Кучеренко и A. M. Вязьмин отмечают, что социальные работники в здравоохранении - это неиспользованный резерв профилактической медицины.

Авторским коллективом ЦНИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов была предложена концепция социальной защиты инвалидов.

В данной концепции авторы рассматривают социальную защиту инвалидов как многоуровневую систему мер - экономических, организационных, правовых, медико-социальных, психологических, имеющих своей целью обеспечение инвалидам равных возможностей, способствующих их интеграции в общество. Очевидно, стремление авторов рассматривать реабилитацию через систему разноплановых мероприятий, медицинской, социальной и трудовой реабилитации в рамках индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Отмечается, во-первых, необходимость координации деятельности специалистов, занимающихся тем или иным видом реабилитации, и обеспечения преемственности в их работе, и, во-вторых, ведется поиск модели специалиста, который мог бы владеть знаниями и умениями, позволяющими ему осуществлять комплексные реабилитационные мероприятия.

Структура данной работы следующая: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

В первой главе последовательно рассматривается: исторические истоки возникновения понятия «общество», а также приводятся классические социологические трактовки «общества», представленные такими учёными как Т. Гоббс, А. Смита, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, М. Вебер, Дюркгейм и другие. Широко анализируется «Исследование локального сообщества в социологической традиции», проведённое современной российской учёной М.С. Добряковой, изучаются монография А.Н. Гончаровой «Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества», и статья И.А. Григорьевой «Приоритеты социальной политики: пожилые люди» и другие.

Во втором пункте приводятся теоретические обоснования медико-социальной работы, её понятие, направления, принципы, функции. Приводится соотношение понятий «реабилитация», «абилитация», «адаптация», «медико-социальная реабилитация».

Во второй главе раскрывается понятия «инновация» и «социальная инновация» и анализируются основы функционирования Сети профессиональной социальной поддержки прав и свобод людей с инвалидностью как инновационный подход к осуществлению медико-социальной работы с вышеназванной категорией клиентов. Анализируется американский вариант Сети поддерживающего проживания людей с инвалидностью, действующий на основании принципов «Независимой жизни». Раскрывается понятие «Независимая жизнь» и принципы самостоятельности людей с инвалидностью.

Достижение социальной независимости человека с инвалидностью представляется как цель медико-социальной работы, которая должна реализовываться через многофункциональную, системную деятельность Сети социальной поддержки людей с инвалидностью. В конце работы представлены выводы.

Глава 1. Теоретико-методологические основы медико-социальной работы в сообществе

1.1. Сущность и основные функции сообщества

В истории социальной мысли многообразие определений общества прослеживаются от ранних социально-философских идей общества в работах Платона, Аристотеля, Цицерона, Августина.

Общество (социум, социальность, социальное) в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле: генетически и/или структурно определенный тип (род, вид, подвид и т.п.) общения, предстающий как исторически определенная целостность, либо как относительно самостоятельный элемент (фрагмент, момент) подобной целостности [6, с.1].

На протяжении длительного периода эволюции социально-философской мысли знание об обществе, имевшее скорее теоретический, нежели эмпирический характер, практически отождествлялось со знанием о государстве, его законах, а также обычаях и нормах поведения его граждан, нравственный аспект которых был преимущественным объектом этики. Однако уже социально-философские построения Платона открывали возможность связать необходимость существования государства не только с собственно политическими потребностями людей, составляющих общество, но также и с их неполитическими потребностями: в пище, жилье, одежде и пр. В его «Диалогах», государством (оно же общество) именуется совместное поселение людей в целях взаимопомощи в деле удовлетворения названных потребностей, равно как и лежащей в их основе изначальной потребности в самосохранении, которая молчаливо предполагается при этом.

Однако активными обществообразующими моментами при этом оказываются чисто политические (в современном смысле) функции государства: защита населения и, прежде всего, территории, какой оно фактически обладало, от внешних врагов, а также обеспечение порядка внутри страны. Отсюда отождествление общества и государства, характерное для классической социально-философской мысли древних греков.

Платоновская идея государственно-политическим образом структурированного общества получила дальнейшее развитие у Аристотеля, осмыслявшего под углом зрения власти (политического господства) не только его макро-, но и микроструктуру.