Предтечами современных теоретиков стратификации можно признать авторов теории классов на основе социальных рангов. Одним из них был французский социолог Рене Вормс (1869-1926). В литературе, по его мнению, доминируют два направления, два взгляда на этот вопрос: по одному – классы не что иное, как профессии, или, по крайней мере, совокупность нескольких связанных профессий (например, класса землевладельцев, класс солдат, класс духовенства и т.д.); по второму взгляду, класс – совершенно отличная от профессий категория, определяющаяся «социальным рангом». Можно принадлежать к одной и той же профессии, но относится в общественном «мнении» к различным социальным рангам, и, равным образом, в одном и том же социальном ранге могут быть люди различных профессий. Вормс принимает второй взгляд и старается развить его и обосновать.
Вормс рассматривал классовое расчление общества вместе с профессиональным. То и другое расчление существенно различны, но нельзя представить себе одно, не уяснив другого. Различие между ними в том, что профессии, если можно так выразиться, расположены одни наряду с другими, одни возле других. Классы же расположены иначе: они также идут как бы рядами, но эти ряды возвышаются одни над другими, как бы лежат слоями одни над другими.
По мысли Вормса, можно себе представить в обществе, с одной стороны, ряд групп: группу занятых в промышленности; группу лиц, принадлежащих к администрации и т.д. Но с другой стороны, внутри каждой из этих групп можно различить ряды новых групп, идущих в ином направлении. Так, в группе занятых в индустрии, идут, возвышаясь одна над другой, группы рабочих, мастеров, хозяев; среди лиц, принадлежащих к администрации, возвышаются группы мелких чиновников, столоначальников, директоров. Рабочий, мастер и хозяин первой группы принадлежат к одной и той же профессии; точно также к одной и той же профессии принадлежат: мелкий служащий в администрации, столоначальник и директор или начальник. Но соответствующие слои этого второго порядка, в каждой профессии, вместе взятые, составят собой уже класса; как например, высшие слои указанных профессий, именно – хозяева, директора или начальники – составят один социальный класс, высший класс; мелкие служащие и рабочие составят низший класс и т.д. Отсюда Вормс приходит к выводу, что профессия обнимает собой лиц, непосредственно сотрудничающих в одном и том же деле, в одном и том же занятии, независимо от того, каков ранг этих сотрудничающих лиц. Класс же, по Вормсу, заключает в себе всех тех, которые принадлежат к одному и тому же рангу, к одной и той же социальной ступеньке, какова бы ни была их профессия. Деление по профессиям он называет горизонтальным; деление же на классы – вертикальным.
Итак, Вормс предложил понимать под классом совокупность индивидов, ведущих одинаковы образ жизни, имеющих в силу одинаковости своего положения одинаковые стремления и одинаковый образ мыслей. Эта одинаковость в положении» - результат, во-первых, сотрудничества индивидов в одном общем деле, а, во-вторых, (независимо от первого признака), - равенства богатства. «Социальный ранг», по Вормсу, - множественная, агрегированная характеристика индивидов по богатству, власти, престижу, воспитанию, образу жизни и т.д. Вормс не отрицает борьбу между социальными классами. При этом под борьбой классов он разумеет коллективные усилия классов, имеющих низкий ранг, вырвать у высшего класса те преимущества, благодаря которым он расположился вверху, занимая высший ранг.
В конце XIX– начале XXвека зародилось учение об общественных классах на основе различий в уровне жизни, родственное концепции «социального ранга», а также распределительные теории. Вся эта группа учений о классах исходила либо из размеров богатства, либо из различий источников существования. Сами по себе эти показатели существенны при характеристике классов, но спорен вопрос, могут ли они служить главным критерием классового разделения. Такие теории получили широкое хождение среди марксистов после смерти и Маркса, и Энгельса.
В частности, М. Туган-Барановский по существу совершенно отвергал основной марксистский критерий разделения классов – отношения собственности – и принимал в качестве основного классоформирующего признака распределительные отношения. Э. Берштейн выдвинул в качестве критерия для понятия «класс» степень имущественной обеспеченности, величину дохода разных групп населения. Этот критерий ясен, но он сводит понятие класса к элементарной группировке богатых и бедных
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1983.
2. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. - Л., 1989
3. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина.- М. Наука, 1989.
4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 4-е изд., -М.: Центр, 2006.
5. Социология. Учебник для вызов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2006.
6. Щепачьский Я. Элементарные понятия социологии. - М., Знание 1969
7. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. - М.: Наука, 2004.
[1] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология :курс лекций. 4-е изд., М.: Центр, 2006, С. 64
[2] Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1989. С. 78.
[3] В соответствии с этим определением два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие со взаимными ожиданиями.
[4] В этом виде толпы людей объединяет либо незначительная цель, либо вовсе бесцельное времяпрепровождение. Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от нее.
[5] В данном случае толпа "обусловлена" в том смысле, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее обусловленных социальных норм. Например, толпа, собравшаяся на представление, ведет себя по-разному в театре, на стадионе, на собрании и т.д. Все это - виды обусловленной толпы.
[6] Распространенным примером сборища является линчующая толпа, которая имеет очень узкую направленность и после достижения цели быстро распадается.
[7] Щепачьский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. с. 78
[8] Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 2004. С. 98.
[9] Статусные социальные круги формируются в основном по принципу принадлежности к одной субкультуре и являются относительно трудно-доступными для индивидов, имеющих другой статус
[10] Мальчик, играя на гитаре или занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звезд или спортивных кумиров. Работник в организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства. Можно заметить также, что честолюбивые люди, неожиданно получившие много денег, стремятся подражать в одежде и манерах представителям высших классов.
[11] Контроль социальный - совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям.
[12]Структура социальная - внутреннее устройство общества или социальной группы, состоящее из определенным образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в определенных рамках.
[13]Статус социальный - ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами.
[14]Роль социальная - поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Ограничивается совокупностью прав и обязанностей, соответствующих этому статусу.
[15]При более широком подходе в интерпретации социальной структуры общества значительное место отводится понятию «социальные интересы». Интересы – это реальные жизненные стремления индивидов, групп и иных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые обусловливают их объективное положение в социальной системе. В социальных интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потребности представителей тех или иных социальных общностей. Для понимания классов существенное значение имеет термин «коренные социальные интересы», который отражает наличие у крупных социальных объединений жизненно важных социальных интересов, которые определяют его существование и общественное положение.
[16]Система кастовая - одна из форм социальной стратификации, которая представляет собой некоторое число иерархически ранжированных, закрытых эндогамных страт с системой предписанных ролей, где запрещены браки и резко ограничены контакты между представителями различных каст.