Смекни!
smekni.com

Социальная структура общества (стр. 1 из 9)

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Контрольная работа

Дисциплина

СОЦИОЛОГИЯ

Студент

Специальность

Семестр 1

г. МОСКВА

2008 год

Содержание

Исторические условия возникновения социологии

Особенности социально-демографической дифференциации общества

Культурно-образовательные структуры и организации в современном обществе

Социально-профессиональные различия в обществе

Социально-бытовая структура общества

Конфессионально-религиозные различия в обществе

Социальный круг и его основные показатели

Толпа как форма коллективного поведения индивидов

Структурно-функциональный принцип в социологии

Виды социологических исследований: сравнительные, повторные, панельные

Социологические исследования на основе документов

Значение социологических исследований для управления процессами, происходящими в обществе

Специфика социологического учения К. Маркса

Функциональная социология Р. Мертона

Концепция ценностного обмена в социологии

Используемая литература

Исторические условия возникновения социологии

Один из патриархов мировой социологии Роберт Мертон как-то сказал: "Социология - это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения".

Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта - Платон и Аристотель. Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями по усовершенствованию общества.

Первым в истории трудом по "общей социологии" считают "Государство" Платона. Его главный тезис - правильное государство можно обосновать и построить с помощью науки, которая начинает с критического анализа социальных проблем, а заканчивается политическими рекомендациями усовершенствования общества. Великий мыслитель разработал основы первой в мире теории стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоявший из мудрецов, управляющих государством; средний, включавший воинов, охранявших его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне.

В современном обществе высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. У Платона не так. Философ защищает не высший класс от общества, а общество от него. Поэтому элиту он лишил права иметь собственность, но обязал регулярно проходить специальную подготовку и отбор - своеобразную ротацию кадров. Элита не элита, если она не знает литературы, музыки, философии и математики. К управлению следовало допускать только достигших 50 лет. Аскетизм и суровый образ жизни уравновешивались правом беспрекословно командовать. Платон требовал от элиты нравственной чистоты. Не власть, а авторитет - основное орудие управления обществом. Подданные берут пример с правителей и ведут себя, как они. Это социальная аксиома. Отсюда вывод: характер правительства в конечном итоге определяется социальным характером людей. Такова в общих чертах "социологическая теория" правильного государства Платона, где он пытается ответить на вопрос всех вопросов: как правительству удержаться у власти и получить поддержку населения.

Свой вариант теории стратификации предложил другой энциклопедический ум античности - Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существуют еще два класса - богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат.

Государство лучше всего управляется в том случае, если:

1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении;

2) эгоистические интересы богатых ограничены;

3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, и она не вредит нравам людей. Важно не то, у кого сколько собственности, а то, как ее используют.

Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди ропщут друг на друга, ибо каждый занят своим делом. Если в обществе есть те, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, но получают много. Человеком управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила - любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. При частной появляются богатство и неравенство, но только она дает возможность гражданам проявить щедрость и милосердие. Правда, чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других.

Термин "социология" появился лишь в начале XIX века - между 1838 и 1840 гг. Его создателем стал человек, ни разу в жизни не проведший ни одного анкетного опроса. Француз Огюст Конт (1798-1857) был философом, не особенно выдающимся, как, скажем, Кант или Гегель, но зато весьма проницательным. Его считают родоначальником одного из самых мощных и плодотворных философских направлений - позитивизма. Он является отцом мощной эмпирической науки - социологии.О. Конт дал ей имя, определил ее предмет и методы. Его именуют отцом теории индивидуального общества, лежавшей в основании современной социологии.

Возникновение в XIX веке опытной, эмпирической науки об обществе является не случайным, а имеет определенные гносеологические и социально-экономические предпосылки. Девятнадцатый век - это век естествознания, его идеалом является опытное, "позитивное" знание. Наука не знает границ, естественно-научному методу подвластно все, в том числе мораль, право, общественное устройство - все то, что раньше было предметом метафизики и спекулятивных домыслов.

Особенности социально-демографической дифференциации общества

Социальная дифференциация - это разделение людей на группы, социальные общности по различным основаниям: пол, возраст, место жительства, этническая принадлежность, доход. Члены одной социальной группы обладают общей идентичностью, то есть субъективным ощущением принадлежности к данной группе, что выражается в соответствующем социальном поведении. Когнитивистский подход к социальной идентификации отмечает, что люди концептуализируют свою общественную принадлежность. Бихевиористские объяснения предполагают, что групповая идентичность возникает ситуативно, в зависимости от долговременных или краткосрочных, индивидуализированных или интегративных целей. Но все ученые сходятся во мнении, что спонтанное или программируемое проявление социальной индикации позволяет другим субъектам идентифицировать носителя данных социальных признаков, использовать в его отношении стандартные поведенческие реакции. В результате социальной дифференциации формируется социальная структура общества - совокупность относительно устойчивых отношений социальных групп. Особой формой социальной дифференциации является социальная стратификация - это дифференциация совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Они находят выражение в существовании высших и низших слоев. Петер М. Блау таким образом систематизировал базовые типы структурационных параметров: номинальные (пол, раса, религия, профессия, место жительства, брачный статус, язык) и градуированные (образование, доход, престиж, власть, возраст, интеллект). Следовательно, социальная дифференциация существует не только на уровне общества в целом, но и в социальных группах и общностях; в этом случае говорят о статусе, то есть положении человека или группы в той или иной иерархии. Статусы делятся на приписанные (унаследованные) и достигнутые (приобретенные). Статус того или иного социального фактора определяется не только объективными факторами (доход, образование, профессия), но и субъективными, такими как социальный престиж - степень уважения и почета, субъективная оценка привлекательности социальных позиций. Поэтому в зависимости от того, какие факторы принимаются за основу социальной дифференциации общества, выделяют три типа стратификационного анализа: по объективным позициям в обществе; по типам мировоззрения и интересов; по типам действия (согласованно действующие социальные субъекты образуют реальные, а не номинальные группы. Следовательно, социальная дифференциация общества зависит от того, какой тип стратификационной системы доминирует в обществе, то есть от того, каков характер социального расслоения и способ его утверждения. Существуют следующие типы стратификационных систем:

а) в основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по социально-демографическим признакам (пол, возраст, физические качества);

б) кастовая система - в ее основе лежат этнические различия, которые закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами (каста - замкнутая, эндогамная группа, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии, при этом положение в кастовой системе передается по наследству);

в) сословно-корпоративная стратификационная система: в ней группы различаются формальными (юридическими) правами, которые жестко связаны с их обязанностями и находятся от них в прямой зависимости;

г) этакратическая система: дифференциация между группами строится по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций;