К этим же факторам - можно причислить и новое общественное положение женщины, ее экономическую и социальную самостоятельность.
И все же в условиях тотального отчуждения семья остается главным прибежищем духовной безопасности, человеческого самоутверждения и эмоциональной защищенности.
Исследования учеными картины реально существующих типов семьи, позволили выделить: патриархально-модернизированный, детоцентрический, супружеский, материнский и неполный типы семей[2].
Патриархально-модернизированный тип семьи: характеризуется относительным сохранением формы главенства и внутрисемейных отношений, свойственных патриархальному типу семьи с жесткой регламентацией ролевых стратегий при мужской власти; этот тип семьи ориентирован на средне- и многодетность.
Детоцентрический тип семьи: обладает сильно развитой системой моральной, материальной психологической опеки старшим поколением младшего; родители испытывают гипертрофированное чувство долга по отношению к своим детям, что приводит к серьезным негативным последствиям (замедление становления личности ребенка, межличностная отчужденность между родителями и детьми и т.д.); семья ориентирована на малодетность. Супружеский тип семьи: отношения определяются в основном не родством, не родительством, а брачностью с обязательным выделением личностных аспектов; взаимная поддержка и заинтересованность всех членов семьи этого типа в судьбе каждого создают оптимальные условия для гармоничной деятельности внутри семьи; отношения родители - дети опираются на принципы взаимного уважения, дружбы.
Материнский тип семьи: как безбрачная форма семьи, характеризуется детоцентрической направленностью, так как создается женщиной во имя ребенка.
Неполный тип семьи: как сколок традиционной, детоцентрической, супружеской семьи.
Социально-психологический уровень супружеских отношений характеризует сферу взаимодействия мужа и жены в процессе реализации супружеских ролей, Некоторые исследователи предлагают классификацию супружеских ролей. Т.С. Яценко выделила четыре такие роли: сексуальный партнер; друг; опекун; покровитель[3].
При выполнении указанных ролей реализуются соответствующие потребности супругов.
Американский исследователь К. Киркпатрик выделяет три основных вида ролей[4].
1. Традиционные роли предполагают обязанности жены по воспитанию детей, обслуживанию семьи, подчинению собственных интересов требованиям мужа; ограниченность сферы деятельности; материальную зависимость от главы семьи. Муж обязан сохранять преданность матери своих детей; обеспечивать экономическую безопасность и защиту семьи; принимать основные решения; поддерживать власть и контроль в семье; обеспечивать семью алиментами в случае развода.
2. Товарищеские роли требуют от жены сохранения внешней привлекательности; обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения; поддержания полезных для, мужа социальных контактов; живого и интересного общения с мужем. От мужа - рыцарского отношения к жене; романтической любви и нежности; материальных средств для удовлетворения потребностей жены, совместного проведения досуга.
3. Роли партнеров требуют от супругов обоюдного экономического обеспечения семьи; общей ответственности за воспитание детей; совместного участия в решений бытовых вопросов.
Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установки мужа и жены на активное выполнение ими в качестве партнеров определенных функций в семье).
Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействия супругов, родителей и детей, создает конкретные условия для физического, психического, социального, развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций и т.д.
1.2 Детско-родительские отношения и стили семейного воспитания
Большинство взрослых являются родителями и почти ежедневно, а порой и ежечасно играют эту непростую роль. Кому-то она нравится, кому-то - не очень, кто-то готовился к ней не один год, кто-то узнал о ней как о свершившемся факте и вынужден был примириться с новым положением.
Осознание себя родителем - процесс сложный, требующий обычно пересмотра жизненных смыслов, ценностей, устремлений. Процесс осознавания себя в новом статусе ведет, как правило, к повышению ответственности и личной включенности. Ведь появившийся на свет ребенок настоятельно требует заботы и во всем зависим от родителей. После шока первого телесного контакта с новорожденным, когда заботы о его физическом состоянии становятся привычными, у родителей возникают вопросы: «Каким он будет? Что мы можем для него сделать? Как его воспитывать?»
Ответы на эти вопросы и реальное воспитание порой очень различны. Во многом это несоответствие напоминает процесс рисования трехлетним ребенком, когда замысел уже есть и он нравится малышу, но полученный результат - рисунок не имеет ничего общего с этим замыслом. Весь процесс рисования - это полет фантазии, постоянно меняющаяся череда образов, динамическое эмоциональное представление, когда рисунок - лишь условный результат творческого действия, потому что от этого результата невозможно отделить калейдоскоп различных проявлений маленького творца (его речь, мимику, позу и т.д.).
Так и в воспитании, несмотря на огромный научный и практический опыт, наличие стройных воспитательных систем, концепций и программ, каждая семья, каждый участник воспитательного процесса - творец - динамическая система, находящаяся в динамических отношениях с другими динамическими системами.
Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье.
От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям.
Роль отца в процессе семейного воспитания специфична. Э.Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развития. Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Отец для ребенка - источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима. Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка (особенно мальчика)[5]. Это может проявиться в следующем:
- в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных);
- в менее четком процессе половой идентификации мальчиков и девочек;
- в затруднении обучения подростков навыкам общения с противоположным полом;
- в возможной избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать ребенка от матери».
Также у ребенка могут сформироваться комплексы вины и неполноценности вследствие неправильного поведения матери в период развода (ребенок может решить, что именно он является причиной ухода отца из семьи).
Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви - отцовской или материнской - приводит, как правило, к нарушению поведения.
Колоссальное значение для развития, как мальчика, так и девочки имеют отношения между отцом и матерью. Сухомлинский подчеркивал, что в хорошей семье, где мать и отец живут в согласии, перед ребенком раскрывается все то, чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримиримость ко всему аморальному, антиобщественному[6].
Ребенок наблюдает панораму отношений, между родителями, которые становятся для него моделью, положительным или отрицательным образцом отношений между мужчиной и женщиной вообще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу решаются конфликты, какие качества (грубость, хитрость, нежность, доброта и т.д.) больше всего ценятся. Он предвидит здесь свою будущую роль, получает «сценарий» для построения своих собственных отношений в дальнейшем, и чтобы разрушить этот сценарий, чтобы понять, что жить можно по-другому, ему понадобятся большие усилия и большой опыт.
По данным исследователей, занимающихся этим вопросом (Спиваковская, Кочубей и др.), воспитание ребенка в семье с устойчивыми супружескими отношениями способствует:
- усвоению ребенком поведения, связанного со своим полом;
- формированию у детей таких качеств, как общительность, дисциплинированность, активность, волевые компоненты.
Необходимо также остановиться еще на одном факторе, оказывающем большое влияние на развитие личности ребенка, - это наличие в семье других детей. Эксперименты показывают, что дети, выросшие в одной семье и, казалось бы, имеющие одинаковую среду для развития личности; оказываются на практике абсолютно разными. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть каждого ребенка в отдельности.
Первый ребенок до появления второго был единственным. Для своих родителей он был чем-то новым, непознанным, вызывал большую неуверенность, тревогу. Поэтому такой ребенок испытывал со стороны родителей безраздельную любовь и заботу. Первые дети часто занимают такую позицию: «Я счастлив только тогда, когда другие обращают на меня внимание и заботятся обо мне». Эта позиция может привести к негативным последствиям в виде инфантильности ребенка, эгоизма, несамостоятельности и др.