Второй ребенок не был единственным никогда и жил в семье, где кроме него и родителей всегда жил еще один ребенок. Этот ребенок рождается в более спокойной обстановке (мать уже имеет опыт общения с детьми). Исследования показывают, что со вторым ребенком мать меньше разговаривает, меньше занимается. Частично это восполняет старший ребенок.
Очень часто между первым и вторым ребенком наблюдается, конкуренция. Особенно остро она проявляется, если разница в возрасте составляет 1-2 года: старший старается превзойти младшего наоборот - младший стремится догнать и перегнать старшего. Если младший в чем-то обойдет старшего, для последнего это будет тяжелым испытанием. Причиной такой конкуренции является обыкновенная ревность. Последствиями могут оказаться: инфантильность одного из малышей, чувство неуверенности в себе, проявления агрессивности по отношению к брату или сестре, чувство неполноценности и т.д.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружиющий мир и осознавать свое место в нём, это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона - это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его определенную независимость от изменения внешних, обстоятельств.
Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей - организация усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые - их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие на ребёнка оказывает поведение людей, непосредственно его окружающих, прежде всего - его родителей.
Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные позиции родителей - это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы отношений родителей к ребенку с точки зрения дистанции между ними[7].
1. «Оптимальная дистанция» («уважение») - эмоционально-уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведения родителей): родители воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными, половыми и личностными особенностями, потребностями и интересами. Основой этих отношений является уважение взрослым ребенка. Родители выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость, но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и независимости. Взрослый воспринимает ребенка как личность. Межличностные отношения родителей и детей строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания.
2. «Сокращенная дистанция» («слияние») - концентрация внимания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они постоянно контролируют поведение ребенка, ограничивают его социальные контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. В этом случае родительские позиции заключаются в следующем:
а) чрезмерная уступчивость;
б) неадекватность понимания личности ребенка;
в) отношение с ребенком как с младенцем (не учитывая его возрастные особенности);
г) неспособность адекватно воспринимать степень социальной зрелости и активности ребенка;
д) неумение руководить детьми;
ё) духовная отдаленность отца и матери от ребенка.
3. «Увеличенная дистанция» («отчуждение») — эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль родительского поведения). Дистанция означает психологическую отдаленность взрослых от детей - редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему. Отношения родителей и детей не приносят взаимного удовлетворения, так как в основе своей имеют ориентацию взрослых "найти на ребенка управу", не понимая его индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения.
Согласно другой, более традиционной классификации, существует два стиля семейных взаимоотношений - авторитарный и демократический.
Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными и дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознанного отношения к требованию взрослых. В большей мере это слепое послушание, основанное на опасении быть наказанным. Уже в дошкольном возрасте у таких детей, как правило, не проявляются или проявляются слабо самостоятельность, инициативность, творчество.
При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с демократическим стилем общения деятельными участниками жизни семьи очень рано становятся и дети. Взрослые обсуждают с детьми вопросы, доступные детскому пониманию. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Предъявляя требования, взрослые обращаются прежде всего к сознанию ребенка, поощряют его инициативу. Демократический стиль воспитания дает наибольший аффект в формировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются - достаточно порицания или огорчения родителей. Дети из семей с демократическим стилем воспитания, как правило, более раскованны и непосредственны в общении, чем их сверстники из семей с авторитарным стилем.
1.3 Воспитание в семьях, где родители являются педагогами
Каждый воспитывает как может: то вдохновенно, то обыденно, целенаправленно, то стихийно. И хотя в основе большинства родительских позиций, лежит любовь к ребенку, руководствуясь природной интуицией и жизненным опытом, родители часто ощущают: недостаточность психолого-педагогических знаний, панорамы генезиса возрастного развития, отсутствие арсенала педагогических умений, способных помочь ребенку в его взрослении.
Можно предположить, что те, для кого процесс воспитания является профессиональной областью, те, кто на протяжении ряда лет целенаправленно изучал психолого-педагогические дисциплины, в собственной родительской практике должны испытывать меньше проблем.
Так ли это?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, было проведено сравнительное анкетирование двух групп родителей. Первую группу составили педагоги дошкольных учреждений (196 человек), вторую - родители детей, посещающих детские сады, т.е. представители разных профессий (183 человека). Анкетирование предварялось рассмотрением классификации стилей семейного воспитания («диктат» - «опека» - «сотрудничество» - «невмешательство»). Определение - каждого стиля зачитывалось всем группам без изменений[8].
Сравнение результатов показало, что матери, профессионально «обремененные» педагогическими знаниями и умениями, чаще, чем другие опекают своих детей, более авторитарны по отношено к ним или предпочитают не вмешиваться в процесс социализации ребенка, сохраняя достаточно большую эмоциональную дистанцию с ним. Если допустить правильность такого предположения, то в чем его причины?
Может быть, в том, что знание не только «раздвигает горизонты», приводит к, осознаванию своей родительской позиции, чаще ставит в ситуацию выбора и принятия решения, развивает способность более точно прогнозировать и планировать свои действия и ожидаемые результаты, но и во .многом «усложняет» жизнь, открывая наряду с радостными перспективами многочисленные трудности, «отравляет» родительское счастье предвосхищением неизбежных возрастных кризисов и проблем, усугубляет чувство родительской вины («ведь знаю; что так делать нельзя, знаю, к чему это приведет, но не могу себя сдержать..»)?
А может быть, такое преобладание опекающего стиля общения с ребенком вызвано естественно возникающим у любого, кто по призванию работает, с детьми, чувством восхищения перед этим удивительным созданием природы - ребенком, осознанным пониманием того непреходящего значения детства в жизни человека и, как следствие, подсознательным желанием, «удержать» своего ребенка подольше на этом возрастном этапе?
А может быть, это связано с усталостью, нежеланием заниматься тем же делом, что и на работе?
Может быть, педагоги более самокритичны и реалистичны, менее склонны выдавать желаемое за действительное?
Может быть, это характерное распределение не для педагогов вообще, а лишь для педагогов-дошкольников, для тех, кто работает с маленькими детьми, опекать которых более естественно, а усвоенные профессиональные установки и стереотипы они склонны переносить и на своих детей?
Может быть, педагоги вполне удовлетворены имеющимся стилем общения с собственными детьми, стремятся его сохранить, считают его идеальным?
Для того чтобы ответить на последний вопрос, можно обратиться к полученным данным.
Соотношение реального и идеального стилей семейного воспитания свидетельствует о наличии тенденции к преобладанию сотрудничества в воспитательном процессе, уменьшению опеки, сохранению реальных проявлений авторитаризма и невмешательства. Модель идеального распределения стилей воспитания у родителей-непедагогов имеет схожую картину.