Цель дипломной работы - изучение особенностей системы социально - правовой защиты инвалидов в нашей стране и за рубежом.
Объектом исследования является одна из самых социально незащищенных категорий населения, а именно инвалиды.
Предмет исследования - механизмы социально-правовой защиты
Гипотеза - повышение уровня и улучшение качества жизни является фактором снижения социальной напряженности, укрепления социальной безопасности России.
В дипломной работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть исторические аспекты социальной защиты инвалидов;
2. изучить зарубежный опыт;
3. проанализировать правовое положение инвалидов в Российской Федерации на современном этапе развития общества;
4. провести анализ деятельности калужских социальных центров по защите инвалидов
Структура работы. Дипломное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В исследовании мы исходили из гипотезы, согласно которой механизм социально-правовой защиты инвалидов в РФ и Калужской области в частности находится на начальном этапе своего развития и отвечает сложившимся на данный момент социально-экономическим условиям.
Теоретико-методологическую основу дипломной работы составляют работы ведущих специалистов по социальному праву, социологии, теории социальных технологий, теории и практике социальной защиты населения.
В исследовании нами были использованы следующие методы анализа, сравнения, моделирования.
В работе использованы статистические данные Госкомстата и статистические данные по Калужской области, отражающие динамику численности инвалидов, её структуру, а также данные по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что её результаты должны показать реальную обстановку, сложившуюся в нашей стране по данной проблеме, а также существующую за рубежом.
Потребность в социальной помощи и защите, а в связи с этим и в людях, профессионально или на общественных началах занимающихся этим делом, была всегда и у всех народов. Эта потребность зародилась у истоков первобытной культуры и в той или иной степени удовлетворялась на всех ступенях развития цивилизации.
До начала правления Петра 1 социальная деятельность в России фактически существовала в форме помощи нуждающимся со стороны частных лиц и церкви. История говорит больше всего о милостыне и о богадельнях (т.е. богоугодных заведениях для призрения и содержания лиц, неспособных к труду), реже упоминается о выкупе пленных, о госпиталях и школах. Ещё в 996 году великий князь Владимир, проявляющий большую милость по отношению к сиротам, поручил попечение и надзор за оставшимися без родителей детьми духовенству. С этого времени государство, и церковь развивали систему призрения сирот, бедных и убогих. Но все эти меры носили эпизодический характер.
В середине XVI в. впервые формулируется идея оказания помощи нуждающимся, и создаются реальные предпосылки для формирования системы государственного призрения. В 1551 году Стоглавый собор Русской православной церкви постановил просить, чтобы "благочестивый царь" повелел "всех прокаженных и престарелых описати по всем градам" и в них "устроити богадельни", поместив в последние "не могущих нигде главы преклонити".
Постепенно в системе органов государственного управлении выделяются специализированные структуры, оказывающие помощь нуждающимся. При царе Михаиле Федоровиче все дела, относящиеся к призрению бедных, были сосредоточены в патриаршем приказе, который одновременно осуществлял контроль за содержанием богаделен, сиротских домов и других благотворительных учреждений; выделяя для этих целей остатки от патриарших и монастырских доходов. Вопросами оказание медицинской помощи ведал в то время особый аптекарский приказ. К этому периоду времени относятся первые попытки законодательного оформления остальных программ. При царе Алексее Михайловиче в 1650 году была издана Кормчая книга; имевшая законодательную силу и поручавшая церкви и духовенству заботиться о вдовах и сиротах.
К концу XVI в. на Руси исторически сложились и развивались три основные направления благотворительности и оказания социальной помощи нуждающимся: государственная, земско-церковно-приходская и частная (личная). Весь последующий социально-исторический период времени: вплоть до 1917 года, благотворительность и попечительство в Российской империи развивалось именно в рамках этих трех основных направлений, изменялись формы и методы оказания помощи нуждающимся в зависимости от конкретных социально-экономических условий и особенностей социально-экономического развития государства."
Значительный вклад в создание системы государственного призрения внес Пётр I. К числу его многочисленных заслуг перед Россией надо отнести и то, что он впервые признал обязанность государства по призрению бедных, больных, увечных, сирот и других категорий нуждающихся. Уже к 1718 году только в Москве было устроено более 90 богаделен, в которых проживало до 4500 нищих, слабых и увечных, получавших содержание от казны.
Вопросами государственного призрения были посвящены многие указы Петра 1, Так, указ 1712 года обязывал организовывать во всех губерниях сети госпиталей "для самых увечных" и "зело престарелых" людей. Их постройка и содержание поручались магистратам.
Указ 1715 года предписывал создавать при церквах в Москве и других городах специальные госпитали для "зазорных младенцев" (незаконнорожденных).
Указ 1724 года повелевал провести в пределах империи перепись всех нищих, сирот больных и увечных, "которые работами себя прокормить не могут".
Система государственного призрения Петра 1 включала в себя несколько элементов:
осуждение нищенства и запрещение его;
запрещение раздачи милостыни профессиональным нищим;
задержание и преследование нищих;
определение мер собственного призрения и обязанностей по призрению (в том числе по отношению к бедным из лиц, служивших государству, главным образом солдатам, признание обязанностей, если не прямо государства, то, во всяком случае, таких общегосударственных институтов, как монастыри, и выделение на их призрение таких средств, которыми не располагают местные учреждения). Это установление можно рассматривать как начало создания системы льгот в отношении ветеранов, нуждающихся в помощи и поддержке государства; " обособление управления некоторыми специальными видами помощи нуждающимся (главным образом продовольствием и медицинской помощью);
признание за государством права создавать в области призрения и помощи нуждающимся обязательные нормы и требовать их исполнения.
Существенные дополнения в эту систему были внесены в период правления Екатерины ТТ. В 1763 году при ее участии был открыт первый в России воспитательный дом - специализированное учреждение для призрения и воспитания детей. В каждой из российских губерний были созданы специальные государственные органы призрения (приказы). На них было возложено выполнение обширного круга задач - забота о народном образовании, оказание медицинской помощи, благотворительность, нравственное воспитание и преодоление пороков. Они занимались устройством народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимо больных, богаделен, смирительных домов, заботились о безработных.
При Екатерине ТТ впервые были созданы специализированные типы благотворительных заведений, которые до учреждения приказов практически не существовали. Прежде госпитали нередко служили и богадельнями, и домами для неизлечимо больных, и больницами одновременно. Богадельни пополнялись и взрослыми, и детьми, здоровыми и больными, И только в последней четверти ХУНТ века в нашей стране сформировались так называемые чистые типы благотворительных заведений: сиротских домов и детских приютов, богаделен и домов для неизлечимо больных, больниц, домов работных, смирительных и для умалишенных.4
В условиях промышленной революции, положившей начало капитализму и ознаменовавшей собой переход к новым формам труда, социальная помощь основывается, в основном, на принципах общественного призрения филантропического характера.
В дальнейшем эта концепция уступает место идеям обеспечения больным и инвалидам определенной степени экономической самостоятельности. Впервые появляется определение понятия "реабилитация", данное фон Бусом в книге "Система общего попечительства над бедными" (1903 г). Реабилитация в это время понимается как предоставление больным и инвалидам возможности трудиться. В то же
время в научных исследованиях и в практической работе зарубежных стран преобладает идея, согласно которой больной или инвалид, прошедший курс реабилитации, дальнейшей своей деятельностью должен доказать право на социальную полноценность.
К 1917 году в России действовали тысячи государственных и благотворительных заведений. Не везде эти учреждения функционировали одинаково хорошо. Но система работала, в этих домах, притонах, больницах и богадельнях бедные люди находили помощь, кусок хлеба, крышу над головой, добро.
Через три месяца после Октябрьской революции 1917 года советской властью, взамен былой сети богаделен и домов призрения, были образованы органы социального обеспечения, в ведомстве которых создавались детские дома, дома инвалидов, престарелых. Понятие "благотворительность" было изъято из официального лексикона как христианский пережиток. В то же время политика государства в отношении инвалидов продолжала традицию рассматривать инвалидов как объект благотворительности и в основном сводилась к назначению им государственной пенсии или помещению в специализированные дома инвалидов,