Физический уход. Условия проживания должны соответствовать преобладающему в обществе стандарту, однако быть достаточными, чтобы обеспечить хороший уровень физического ухода. Высока вероятность того, что плохие условия проживания и ненадлежащий физический уход отрицательно скажутся на общем самочувствии и самооценке ребенка.
Интегрированная модель воспитания ребенка. Это модели воспитания, основанные на психологических потребностях ребенка, сосредоточенные на интеллектуальном, эмоциональном, умственном и социальном развитии, в отличие от режимной или казарменной моделей, которые направлены на поддержании порядка и в большинстве случаев сосредоточены на удовлетворении физических потребностей и предоставлении общего начального или профессионального образования. Учреждения не в состоянии реализовать наиболее важные аспекты воспитания ребенка как целостной личности, а именно:
- качество взаимоотношений между ребенком и взрослым, т.е. качество психологического воспитания неудовлетворительно;
- отсутствует стимулирующая атмосфера, необходимая для развития познавательных способностей, двигательных навыков, социального поведения и речи;
- индивидуальные потребности подчинены требованиям учреждения по поддержанию порядка, повседневного распорядка и единообразия;
- роль группы сверстников в системе воспитания в учреждении высока, но также в учреждениях существует высокая вероятность возникновения внутри группы конкуренции, соперничества и эксплуатации, в особенности в атмосфере жесткой регламентированности, присущей учреждениям;
- отсутствует подготовка детей к жизни вне учреждения. Учреждения не стремятся вооружить молодых людей знаниями, умениями, опытом и эмоциональной устойчивостью, необходимыми для нормальной жизни в обществе. Дети, воспитывающиеся в крупных учреждениях, находятся в наиболее неблагоприятных условиях, в особенности, если учреждение полностью автономно, имеет отделение дошкольной подготовки, школу и спортивные сооружения.
Жестокое обращение с детьми в учреждениях. Возможность жестокого обращения с детьми со стороны персонала и иногда старших воспитанников остается реальностью. Такие случаи трудно поддаются количественной оценке, поскольку сведения о физическом, эмоциональном и социальном насилии над детьми в учреждениях носят в основном неофициальный характер [1 с. 63].
Дети выпускаются из учреждения либо по достижении 18 лет, либо по завершении образования - общего начального или общего среднего. Теоретически они также могут выбыть из учреждения при воссоединении с родителями, усыновлении или помещении под опеку. Кроме как из домов ребенка, это удается немногим, так как устройство в детское учреждение рассматривается как постоянная форма воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Лишь недавно идея изъятия детей из государственных детских учреждений и помещения их в условия, близкие к семейным, стала предметом обсуждения и начала применяться на практике [3 с. 12].
В России администрация государственного детского учреждения и социальный педагог оказывают помощь ребенку после того, как он покинет учреждение. Дети готовятся к выбытию в течение последнего года нахождения в учреждении и впоследствии получают следующие виды поддержки в своей независимой жизни: жилище; финансовое обеспечение; возможность получения последующего бесплатного образования и медицинского обслуживания; работу; психологическую и социальную помощь. (Положения содержатся в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят 4 декабря 1996 г., поправка от 8 февраля 1998 г) [42 с. 30].
Выбывающий из учреждения ребенок по закону имеет гарантию получения муниципального жилья на приоритетной основе. Он имеет право на бесплатное продолжение образования и получение соответствующей стипендии, а также на медицинское обслуживание. Детям, решившим не продолжать образование, предоставляется помощь в поиске работы, включая обучение и переподготовку. Большинство детей получают рабочие профессии с низкими профессиональными требованиями. Однако считается, что повышенные гарантии получения образования детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, стимулируют их желание продолжить образование. Кроме того, в регионах работодатели получают стимул к приему на работу молодых людей из детских учреждений, т.к. им предоставляются налоговые льготы. Тем не менее, устройство на работу молодых людей, выбывших из детских учреждений, остается сложной и затяжной проблемой. Устройство на работу детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов в советское время решалось значительно проще: они направлялись на работу на государственные предприятия. Дети, выбывающие из учреждений, считаются зрелыми и способными позаботиться о себе. В реальности же они крайне ранимы и нуждаются в поддержке - нередко они возвращаются в свои учреждения в поисках крова и защиты. Для решения этой проблемы некоторые органы местного самоуправления и негосударственные организации начали реализацию программ оказания материального, психологического и социального содействия детям, выбывшим из детских учреждений.
Таким образом, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на широкий круг программ защиты и поддержки, которые помогают им продолжать самостоятельную жизнь. Тем не менее, на практике дети, выбывшие из учреждений, сталкиваются со значительными трудностями при адаптации к самостоятельной жизни, во-первых, ввиду того, что жизнь в учреждении не готовит их к самостоятельности и, во-вторых, поскольку данные им права часто не реализуются [13 с. 92]
Например, наблюдается ряд проблем, связанных с предоставлением жилья. В большинстве случаев органы местного самоуправления не способны выполнить свои обязательства по предоставлению жилья ребенку, выбывшему из детского учреждения. В случаях, когда ребенок является владельцем жилья, защита прав его собственности нередко происходит в судебном порядке, и такие процессы иногда затягиваются на годы. Случается, что дети вынуждены делить квартиру с родителями, давно лишенными родительских прав, что создает значительные психологические проблемы. При этом ситуация в доме нередко бывает даже хуже, чем в момент помещения ребенка в учреждение для защиты его интересов. Порой дети многократно переходят от одного родственника или друга к другому. Некоторые из них остаются в учреждении или возвращаются в него, так как им просто больше некуда податься. Многие проживают в общежитиях в одной комнате с соседями. В отдельных случаях дети теряют свои квартиры, когда обманом или принуждением их вынуждают ее "продать" [17 с. 78].
В свете всего вышесказанного, очевидно, что лишь незначительный процент детей, выбывших из учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, успешно адаптируется к самостоятельной жизни. Многие из них становятся жертвами издевательств, эксплуатации и жестокого обращения, алкоголиками и наркоманами, либо становятся на путь преступлений и попадают в тюрьму.
Глава 3. Исследование основных направлений социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере «Детского дома №3» г. Калуги
3.1 Современное состояние форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Калужской области
Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей представляет самостоятельную и трудную проблему для любого государства. Необходимо не только предоставить этим детям жилье и обеспечить их содержание, но и воспитать так, чтобы они были готовы к будущей самостоятельной жизни и стали достойными гражданами своей страны.
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 году сократилась. Общее число таких детей достигло на конец 2008 года 5121, сократившись по сравнению с 2007 годом на 138 человек, по сравнению с 2006 годом – на 306.
Впервые за последние годы начала сокращаться численность выявленных в течение года детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в 2006 году выявлено 786 таких детей, в 2007 г. – 785, а в 2008 г. – 550 (т.к. сокращение на 235 детей или на 30% меньше, чем за 2007 год). В прошедшем году сократилось выявление детей, лишенных родительского попечения, в 23-х районах области их 26.
По-прежнему основной причиной широкой распространенности социального сиротства детей является семейное неблагополучие. В соответствии с годовым отчетом муниципальных районов и городских округов (Форма РИК-103) 478 детей в 2008 году (в 2007 - 482) остались без родительского попечения в результате лишения 424 родителей (в 2007 - 433) родительских прав. Уменьшилось число детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или их здоровью. В 2008 году таких детей было 38 (в 2007 – 56 детей). Обращают на себя внимание данные о выявленных случаях жестокого обращения с детьми. В 2008 году таких случаев выявлено в отношении 9 детей (в 2007 г. - 16).