В период царствования Екатерины Великой были учреждены два больших заведения для призрения незаконнорожденных детей. В 1763 году в Москве основан Воспитательный дом, в Петербурге было открыто сначала (в 1770 г.) отделение этого дома, преобразованное в 1780 г. в самостоятельное учреждение. Ею были созданы специальные учреждения под названием «Приказы общественного призрения» открытые в сорока губерниях [20.C.48-49].
Венцом деятельности Императора Николая I было учреждение сиротских институтов. В 1834 г. при Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские отделения на 50 мест в каждом, а затем латинские и французские классы. В них дети получали столь основательное образование, что после латинских классов могли поступать в медико-хирургическую академию, а из французских классов выходили воспитатели в частные дома. Дети, рождённые вне брака, вместе с сиротами получали прекрасное образование. Это породило отказ родителей от детей. Император Николай I положил конец этому ненормальному явлению. С 1837 г. латинские и французские классы были упразднены, а в замен их учреждены институты для воспитания сирот офицеров гражданской и военной службы [20. с.55].
При Александре I были учреждены кассы, одна из которых вдовья и сиротская касса Санкт-Петербургских биржевых маклеров (1822 г.) Так появилось первая частная организованная благотворительная помощь. Попечение о вдовах и сиротах военнослужащих, умерших от ран, взял на себя Комитет по призрению раненых, им назначались пенсии из инвалидного капитала. Значительное место в социальной работе участковых попечительств занимало призрение детей. В начале своей деятельности, в 1895 г. Советы попечительств учредили 11 детских приютов, в которых разместили 233 воспитанника. За десятилетие количество детских приютов возросло в 4 раза. А к 1914 г. их уже было более 50, дававших питание и кров свыше 2000 детей.
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов [20. C.63].
В первые же десятилетия после революции большевиками был нанесен мощный удар по вековому зданию русской культуры. Выражение "вековое здание культуры" было введено известным русским философом и культурологом Ю.М. Лотманом. Он писал, что это выражение не случайно, что "культура всегда подразумевает сохранение опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как "негенетическую" память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру - культуру человечества" Л.Н. Толстой считал, что зло, совершенное человеком, не только лишает его истинного блага, но умаляет его душу. В одном из индусских источников ему понравилась мысль, которую он включил в свою книгу афоризмов "Круг чтения": "Зло в этом мире не тотчас дает плоды, но, как земля, понемногу и в свое время. И плоды эти ужасны"
Начавшись с материальной культуры, зло разрушения, коснувшись русских храмов, усадеб, других исторических мест, стерло с лица земли не только архитектурные памятники, оно уничтожило огромный пласт духовной культуры, иссушило души и убило память нескольких поколений. Но без прошлого для человека нет будущего. О необходимости "любви к родному пепелищу" и к "отеческим гробам" когда-то писал А.С. Пушкин. Современник Л.Н. Толстого известный философ-космист Н.Ф. Федоров, разрабатывая свою концепцию воскрешения отцов детьми, главным долгом последних считал долг памяти.С разрушением "векового здания русской культуры" оказалась нарушена и взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего, взаимосвязь поколений. Удар, нанесенный культуре, отразился и на состоянии российской семьи. Согласно коммунистическим социальным концепциям того времени, роль семьи в обществе должна постепенно уменьшаться, пока наконец, этот институт не исчезнет вообще. В 20-е-30-е годы в России регистрация брака и его расторжение были настолько упрощены, что занимали несколько минут. При этом заключить или расторгнуть брак мог один из супругов, даже не ставя другого в известность. Исчезло отношение к браку как к величайшему таинству и акту ответственности, на смену ему пришло легкомыслие [39. C.216].
В результате за десятилетие гражданской войны и первых лет строительства социализма был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связям между поколениями. При этом практически уничтоженными оказались дворянство, купечество, интеллигенция, духовенство, крестьянство, считавшие основами своего существования продолжение рода, семейные узы и связи, уважение старших поколений. Так, в основе взаимоотношений между поколениями в русской крестьянской семье всегда лежало уважение к старшим - к родителям, к дедам и прадедам, к старикам в общине. Крестьянская нравственность, все нормы поведения требовали безусловного уважения родителей на протяжении всей их жизни. "В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших", - писали из Тульской губернии на рубеже XVIII- XIX веков. Общественное мнение резко осуждало лиц, позволявших себе непочтительное отношение к старшим [25.C.11].
Крестьянская семья, прежде всего, представляла собой коллектив совместно хозяйствующих людей, и эта черта многое определяла в семейных отношениях. Но семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным и основным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям, семья являлась "малой церковью", то есть призвана была блюсти основы христианской жизни каждого своего члена [39. C. 217].
С разрушением православной культуры и церкви (вспомним лозунг "Религия - опиум для народа") исчезла еще одна опора русской семьи. С изменением в 50-е годы политических ориентиров в стране произошли изменения и в семейной политике. Правительство предприняло ряд мер, направленных на укрепление института семьи. Однако "зло разрушения" принесло свои плоды: в России впервые за ее многовековую историю появились так называемые "отказные" дети, которых матери, не желая брать на себя ответственность за воспитание, передавали под расписку государству, навсегда отказываясь от прав на ребенка. Такие дети пополняли Дома ребенка, а позже - детские дома и школы-интернаты. Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов. Прошли годы. Сегодня мир вступает в XXI век. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы.Экономический, политический, духовный социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия [39. C. 217].
1.2 Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителя в установленном законом порядке.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.