Содержание
Введение
Культурные транскоды современности
Презентация идентичности и идентификация: визуальные аспекты культурного кода
Культурное многообразие и идея мультикультурализма в современном общества
Заключение
Список литературы
В современной культуре общества идентификация "свой-чужой" актуальна не только по отношению к этнической или религиозной принадлежности, но и на уровне локальных социально-культурных сообществ их повседневных практик.
Рефлексия визуального анализа и идентификации дает возможность выстраивать стратегию поведения принимающей стороне в свою социальную группу, стремящейся стороне в желаемую группу, среду, воспроизводить стратегию принятым и постоянно находящимся индивидам в привычной для них среде.
Динамика актуального социального поля диктует всем нам, а равно и каждому в отдельности свои нормы и порядки. Современная социальность развивается в несингулярном пространстве культурных кодов, уже утративших свою органичную связь с былой арифметикой человеческого бытия. Определенному размыванию, смазыванию подверглись психосоциальные референции ставшие привычным базисом общественной морали и соматических табуаций.
Современность, ее специфические черты, способы функционирования культуры в наши дни, то как она соотноситься с предыдущим опытом человечества никогда не находило, да и не найдет, всеобьемлющего осмысления в социальной науке. Данная статья пытается предложить одну из возможных трактовок современного состояния культуры, тех насущных процессов, которые мы наблюдаем в наше непростое время.
Существует по сути два основных теоретических подхода по-разному осмысляющих проблему темпорального измерения человеческой истории. Время культуры, с первой из них представляется сплошным потоком физиобиологической информации создаваемой институтами власти, материальным обменом, кустарями и фабриками знания. С другой точки зрения, время культуры принципиально слоисто, и может быть уподоблено диапроектору заряженному стохастической последовательностью слайдов. Последний взгляд кажется нам более адекватным для культурно-социологического анализа.
Момент истины упомянутой концептуализации для нашего рассмотрения современной ситуации состоит в принципиальной возможности теоретической рекомпозиции социальных фактов в любом темпоральном слое. Референциальный базис, таким образом, может быть образован из самых разнообразных образцов, паттернов, артефактов, происходящих из самых несходных эпох, культур, наций. Если продолжить аналогию с диапозитивами, каждый пласт социальности подобен слайду, картинка на котором постоянно коллажируется из разрозненных кусочков разных изображений. Изначально индифферентные друг другу, грубо вырванные из предыдущей социальной мозаики, эти фрагментации социальных сил и потенций, приходят в состояние активной реакции. Катализация этого взаимодействия обусловлена первичным импульсом, под воздействием которого происходит разрыв времени, скачок к новому в культуре и социуме.
Чем же может быть вызван такой разрыв, не предполагающий в общем то никакой транзитивной модели, не вызывающий периода "ничьего времени"? По нашему мнению к этому приводит кумулятивный эффект культуры, который приводит к тому что через определенный отрезок времени накапливается критическая масса социального фактажа, под воздействием которой эпистемальная структура актуального мира не выдерживает и прорывается. В результате происходит спонтанное сложение новой тектоники социального. Естественно что новая композиция во многом вначале кажется повторяющей старый порядок, ввиду того что многое из старого наполнения остается, будучи сцепленным с определенными человеческими группами и индивидами. Однако это наполнение, будучи не затребованным новым временем существует лишь как воспоминание, предыдущий слой палимпсеста, след ноги на пустынном берегу нового моря.
Единственный путь, которым паттерны прошлого приходят в последующие пласты культуры - насильственное вырывание их из собственной почвы и монтирование в соответствующую наново складываемую мозаику жизни. Перекодировка затрагивает все стороны человеческого бытования - бытования в мире, в индивидуальном срезе, в многообразии социального. По сути речь идет об определенном переформатировании окружающей среды, общественных связок, самого человека. Каждая из означенных сфер имеет собственный код в каждое время Х, однако все эти коды имеют общую основу, несут в себе доминантный код времени, определяющий его внутреннюю последовательность, логику развития и архитектонику смыслов.
Современный нам темпоральный слой, тот в котором мы живем, также имеет свои коды. Специфика в том, что глобализационные процессы и историко-археологические изыскания существенно расширили базис культурных кодов современности. Расширился, по сути, ассортимент смальты служащей материалом нашей мозаики. Путь, по которому пошло наше время, был ответом на вызов этого давления, и привел к созданию культурных транскодов. Под транскодом, в данном случае, мы понимаем способ сжатия, перестроения культурных кодов в более компактном виде. Каков механизм транскодировки? Нам представляется что такое сжатие происходит путем сокращения, выбрасывания присущих некоему паттерну деталей, лапидаризации того дискурса который образует его как элемент культуры.
Нам представляется, что существуют три базисных транскода в современной культуре, функционирующих и проявляющих свою специфичную действенность в трех обозначенных принципатах бытия человека: среде, сознании, социальности.
Так, среда обитания человека на данный момент транскодируется в терминах урбанной тектоники, которая обуславливает и формирует любой ландшафт, будь то саванна, лес или горы, как городской квартал. Для сознания доминантным стал транскод рекламного сообщения. Сигнальные структуры сознания современного человека организованы подобно рекламной странице журнала, ряду биллбордов вдоль автомагистрали, блоку ТВ-роликов. Внутренняя связность текстуальной ткани разбивается на краткие сообщения, подобные рекламным. Артефакты культуры воспринимаються сквозь призму документальной популяристики, стиражированной BBC, сюжет о Тадж-Махале похож на проспект турфирмы. Фигура рекламиста становится наиболее демоничным персонажем современности, способность которого продать вам что угодно схожа с искусительной силой инкуба (или суккуба, что в общем то, почти одно и тоже ввиду разрушения стабильных гендерных референций).
И наконец, конфигурация социальных сетей приобрела вид паутины, продиктованный развитием информационных сетей. Естественно, что разрушение старых паттернов социального взаимодействия еще далеко не завершилось. Однако можно констатировать, что формирование новых происходит повсеместно на основе образцов, диктуемых всемирной паутиной.
Доступ к группе через идентификацию, возможность быть принятым в среде, иметь отношение к событию, в частности через формирование идентичности, осуществляется через культурный код, который может презентироваться и быть идентифицирован. Культурный код воплощается в ключевых символах, словах, жестах, мимике, вещах, движениях, одежде, местах посещениях, читаемой литературе, потребляемых ценностях, который может быть легко распознан "своими" и не понят, недоступен "чужим".
Dress-code и face control в современном обществе создают социокультурные фильтры при вхождении в профессиональную сферу деятельности, сферу отдыха и развлечений, построении дружеских и семейных отношений (принятие решения о подходящем партнере), в рыночном и медиа пространстве при выделении целевой аудитории, в визуальной культуре и видах искусства пространства современного города.
Культуру можно назвать формой социальной наследственности и формой социального конструирования. Культурные коды могут передаваться социальным группам как наследие, что дает более четкие основания и возможности идентифицировать человека в своей культурной среде. Культурные коды могут конструироваться в новых условиях феноменов культуры, воплощаясь в символических кодах, которые в свою очередь прочитываются в визуальных символах.
Формирование и механизм производства культурного кода, репрезентация идентичности в пространственно-временном континууме социальных изменений может быть представлена в виде модели символического социального взаимодействия и модели социального процесса.
В современном обществе и культуре общения личный брендинг и бренд социальных групп формирует особую визуальную культуру. Визуальная демонстрация бренда идентичности несет в себе совокупность представляемых атрибутов идентичности и духовно-эмоциональную оболочку. Культурный код создает бренд идентичности на основе его ДНК - культурного кода.
Бренд идентичности является характерным и точным понятием презентации идентичности в обществе, присущим идентификации атрибутов и характеристик не только на рынке потребления, но и в межличностных отношениях.
Мир многоцветен и разнообразен. Культурное многообразие - характерная черта человеческого общества, а также стимулятор цивилизации и прогресса. Следует уважать историю, культуру, социальный строй и модель развития каждой страны и признать многообразие мира. Неодинаковые культурные традиции и общественное устройство разных стран должны сохраняться, народы разных стран в процессе конкуренции и сравнения могут перенимать друг у друга полезное. Культурное многообразие - это не только и не столько этническое разнообразие. Это разнообразие жизненных стилей, культурных ориентаций и культурных тенденций. Культурный плюрализм состоит не в параллельном существовании автономных “идентичностей", а в их взаимодействии, что предполагает как их взаимное проникновение, так и взаимную трансформацию.