Улучшение здоровья населения и снижение смертности.
Привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию.
Улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам.
Ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны.
Формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.
Государственная политика в соответствии с Национальной программой реализуется на основе следующих принципов:
обеспечение суверенитета Российской Федерации в самостоятельном определении путей демографического развития страны;
приоритет мер, направленных на постоянное население Российской Федерации, перед мерами по использованию внешней миграции в решении демографических проблем;
дифференцированность в подходах и реализации демографической и семейной политики, акцент на создание стимулов к рождению в семье второго и последующих детей в системе мер по стимулированию рождаемости;
приоритет привлечения русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР — представителей народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, к иммиграции в Российскую Федерацию в комплексе мер иммиграционной политики Российской Федерации;
обеспечение баланса прав иммигрантов, законно прибывающих в Российскую Федерацию и обустраивающихся на ее территории, с правами и законными интересами граждан Российской Федерации, при учете геополитических, демографических и социально-экономических интересов Российской Федерации в части расселения и трудоустройства легальных мигрантов, обустройства и использования социальной инфраструктуры;
дифференцированный подход к приему различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и ориентирами социально-экономической и демографической политики Российской Федерации, с целью обеспечения необходимых государству миграционных потоков [3. С. 136].
2. Национальные проблемы Краснодарского края
Краснодарский край относится к наиболее густонаселенным территориям РФ с высокой положительной динамикой численности населения. Средняя плотность населения 65,9 чел. на кв. км. Доля городского населения в общей численности жителей составляет всего 53,4%, что ниже среднего по стране уровня (73,2%). Следует подчеркнуть, что сельские населенные пункты в крае (их называют "станицы"), особенно районные центры^ имеют число жителей, сравнимое с небольшими городами центральной России, и не менее высокий уровень развития инфраструктуры.
В этническом составе преобладают русские (87,9%), часть которых относит себя к кубанским казакам, живут также украинцы (3,9%), армяне (3,7%), адыги (0,2%), курды (0,1%), турки (0,1%), белорусы, немцы, греки, татары и пр. В 90-е гг. межэтническая ситуация осложнилась, в т. ч. из-за близости края к кризисным регионам горячим точкам на Северном Кавказе, фактически превратившим Кубань в прифронтовую зону [5].
Миграционный прирост населения за последние годы в регионе в 5-6 раз превышает среднероссийские показатели и превращается в серьезную социальную проблему: осложняется жилищный вопрос, растут дефицит рабочих мест, нагрузка на органы соцобеспечения, здравоохранения и т. п.
Подавляющая часть мигрантов, а многие из них вынужденные переселенцы, русские (88,5%), остальные украинцы (4%) и армяне (2,2%, 1997 г.). Серьезные проблемы возникают на Кубани в связи с миграцией из Закавказья курдов, армян, турок-месхетинцев. При этом самыми конфликтными считаются территории в зоне курортов Адлер, Сочи, Анапа, Геленджик и в прилегающих к ним районах, где чаще всего селятся мигранты.
Численность экономически активного населения к началу 2007 г. составляла 2134 тыс. чел., из них были заняты в отраслях экономики 1907 тыс. чел., а искали работу 227 тыс. чел. Официально зарегистрированная безработица в 2007 г. 2,7% от экономически активного населения, или 58,3тыс. чел.. К концу 2006 г. официальное число безработных сократилось до 45 тыс. чел., или 2,1% экономически активного населения. Всего же в тот период не имели занятия, но искали его 213 тыс. чел., а работали в различных сферах и отраслях экономики 1915 тыс. чел. Таким образом, общий уровень безработицы был равен 10% от экономически активного населения, или от 2128 тыс. чел[5].
По итогам 2008 г. численность работавших во всех отраслях экономики края практически осталась на уровне предыдущего года и составляла 1909 тыс. чёл. Почти четверть всего занятого населения работала в сельском хозяйстве. Ситуация на рынке труда была относительно стабильной. Официально зарегистрированных безработных насчитывалось 28,8 тыс. чел. Уровень регистрируемой безработицы даже снизился: с 1,7% в начале 2009 г. до 1,1% в декабре 1996 г. В то же время уровень общей безработицы в крае стал существенно выше 15,6%, что превысило средний показатель по России (11,2%).
На 1 января 2009 г. в крае зарегистрировано 7,3 тыс. безработных в возрасте 16-29 лет. Доля молодежи в общей численности безработных снизилась с 27,5 до 25,6%.
В сфере трудоустройства реализовывалась Программа содействия занятости населения Краснодарского края. Она способствовала созданию гибкой государственной системы социальной поддержки, предотвращению роста безработицы. Для молодежи была организована специальная краевая биржа труда.
Таким образом, в течение последнего десятилетия радикально изменилось качество миграционного потока. Сейчас его основная масса - это мигранты, приезжающие к нам временно, заработать деньги и уехать.
Поэтому и акценты в миграционной политике сегодня должны быть принципиально иными. Проблема дефицита трудовых ресурсов стоит очень остро. Следовательно, трудовых мигрантов мы принимать должны. Более того, когда они есть, то играют роль замечательной амортизационнойподушки для нашего социума на случай, не дай бог, очередного экономического кризиса. Просто потому, что внешние мигранты - это та категория, которая в случае роста безработицы вымывается первой. Они предохраняют местное население от слишком бурных социальных потрясений.
А миграционная политика по факту, к сожалению, ориентирована не столько на реально существующие проблемы, сколько на фантомы 90-х годов. К тому же мощный вал трудовой миграции в настоящее время никак не адаптирован к кубанскому социуму. Пока иностранных рабочих было не очень много и они изолированно жили в своих вагончиках, нигде не появляясь, никто их фактически не видел. Сейчас их уже много. В течение двух лет радикально изменился возрастной состав этих людей. Если раньше это были исключительно отцы семейств, то сейчас на заработки приезжают очень молодые люди [5].
Одна из серьезных проблем миграционной политики - это отсутствие реального общественного контроля. Такой контроль нужен не только для того, чтобы защитить мигрантов. В первую очередь он необходим для того, чтобы защитить граждан России.
Необходимо разделить вопросы миграционной политики и межэтнических отношений. Самое большое количество иностранцев, въезжающих в Краснодарский край, - это мигранты из соседней Украины. На втором месте идет Грузия, затем Казахстан и только потом Армения. Более того, по статистике последних лет, процент русских по национальности среди въезжающих на территорию нашего края иностранцев примерно равен проценту русских среди коренного населения. Эта цифра колеблется от 83 до 87 процентов.
Заключение
Итак, на основании выше изложенного мы можем сделать некоторые выводы.
В настоящее время в мире у большинства ученых, политиков и правительственных чиновников нет осознания депопуляции как острейшей проблемы — мировой и национальной. В общественном мнении преобладает представление о "бурном росте" мирового населения, о "росте рождаемости" и "угрозе перенаселенности". В этом контексте депопуляция ряда европейских стран рассматривается как "спасение" от "перенаселенности", а сокращение рождаемости и низкая рождаемость — как единственное средство этого "спасения".
В теории демографического и семейного кризиса, напротив, утверждается, что в случае отказа от активной демографической политики к середине XXI столетия все развитые страны окажутся в зоне естественной убыли населения, все развивающиеся страны станут малодетными и в конце века начнется впервые в истории депопуляция мирового населения в целом. Отсюда следует, что губительные предложения об устранении депопуляции за счет привлечения иммигрантов из бедных и пока еще не-малодетных стран базируются на временном ресурсе и лишь отодвигают вопрос о противодействии депопуляции на 40—50 лет. Потенциал иммиграции будет уменьшаться и обострять борьбу за миграционный ресурс, обострять межнациональные отношения. Многообразные последствия депопуляции в ближайшие десятилетия явятся источником межгосударственных и межнациональных конфликтов.
Россия как многонациональная страна с огромными территориями и незначительным по современным меркам, но к тому же депопулирующим населением рискует оказаться в очередной раз полигоном, где трагически пересекаются глобальные противоречия современности. По мнению разработчиков Концепции, у нашей страны есть лишь одна возможность сохранения национальной и территориальной целостности — активизациядемографической политики, направленной на повышение рождаемости и резкое увеличение доли семей с тремя и более детьми посредством системного поощрения семейного образа жизни.
Список использованных источников
1. Белошапкина Е. Анализ демографической ситуации в стране и в Ханты-Мансийском автономном округе // Экономист. - 2009. - N 2. - С.63-68.
2. Быстрое А. А. Материнский капитал: стимулирование рождаемости? // Социол. исслед. - 2008. - N 12. - С.91-96.
3. Демографическая модернизация России в XX веке // Обществ, науки и современность. - 2007. - N 3. - С. 128-140.
4.1 Демографический ежегодник России. 2008: стат. сб. / редкол.: Суринов А.Е. и др. - М.: Росстат, 2008. - 557с.
5. Демченко А. Демографическая ситуация в Краснодарском крае // http://eawarn.ru/pub/Bull/WebHome/53_05.htm
6. Лубанец Е. Кубань переживает демографический всплеск // http://www.rg.ru/2005/ll/23/babyboom.html
7. Переведенцев В.И. Демографические перспективы России // Социол. исслед. - 2007. - N 12. - С.58-69.