Введение
Современное чиновничество в любом обществе представляет собой довольно многочисленную социальную группу. Численность чиновников России неизменно растет. В представленном исследовании автор рассматривает изменение количественного состава и некоторых качественных характеристик государственных служащих федерального и регионального уровней последних лет.
В настоящий момент ведется разработка системы стимулирования труда для государственной организации социальной сферы, но несколько другой области. (Социально - психологический центр «Ника» г. Новосибирск), где будет проверена разработанная система стимулирования труда служащих. Так же планируются внедрение такой системы стимулирования труда в другие организации социальной сферы.
Социально - профессиональный портрет государственного служащего
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, общая численность работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы в федеральных и региональных органах государственной власти РФ, на 1 января 2001 г. составляла 548728 человек. В 2005 гг. количество госслужащих возросло в 1,25 раз. На начало 2007 г. рост числа занятых на государственной службе РФ в сравнении с аналогичным периодом 2005 г. составил 115,7 % (791820 человек) (Статистический бюллетень 2007, Приложение 1.). Как видно из динамики, общая численность государственного аппарата с каждым годом неизменно растет.
Подобная ситуация наблюдается и на региональном уровне. Рассматривая эту тенденцию, не следует выпускать из вида другой аспект. В настоящее время идет активный процесс перераспределения функций и полномочий от федеральных органов власти и управления к региональным. Эти и ряд других данных наводят на мысль о том, что в связи с тенденцией переноса тяжести ответственности государства за решение таких жизненно важных вопросов, как поддержка производственной и предпринимательской деятельности, социальная защита населения, сохранение и развитие интеллектуальных ресурсов и общественного развития и т. д., с федеральных органов государственной власти на региональные было бы логичным ожидать уменьшения штатов первых в пользу вторых (см.: Г.А. Банных, 2004, с. 190). Действительность же не подтверждает этого.
На региональном уровне в целом по всем субъектам РФ в указанный период численность государственных служащих также возрастала, хотя и не настолько интенсивно, как на федеральном. Количество работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъектов РФ, на 1 января 2001 г. составляло 141681 человек. В 2005 гг. этот показатель увеличился в 1,3 раза. На начало 2007 г. на государственной службе субъектов РФ было задействовано 204935 человек, что составляло 110,6 % в сравнении с подобным показателем 2005 г.
Используя данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, можно утверждать, что общая численность работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы органов государственной власти Тюменской области, в 2005 г. возросла в 1,2 раза относительно числа госслужащих 2001 г. Значительно увеличился аналогичный показатель Тюменского региона в последующие годы в сравнении с общероссийским и обобщенными данными по всем субъектам. Число госслужащих 2007 г. в сравнении с количеством задействованных в госаппарате исследуемой области 2005 г. возросло на 121,1 % и составило 20818 человек (Труд и занятость в ТО, 2007, с. 44 - 45). Как видно из наблюдения, количество госслужащих федерального и регионального уровней, а также непосредственно Тюменской области, увеличивается приблизительно в одинаковой прогрессии с небольшими отклонениями друг от друга.
Так какой же он, государственный служащий 21 века? Для раскрытия социально - профессионального и жизненного своеобразия государственных служащих, в первую очередь, необходимо обратить внимание на гендерные характеристики. Из всего количества государственных служащих РФ в 2001 г. доля женщин составляла 70,7 %. Подобная тенденция наблюдается и в последующие годы: 2005 г. - 71,2 % и 2007 г. - 71,1 % или 563168 женщин (Статистический бюллетень 2007, Состав кадров государственной гражданской и муниципальной службы в Российской Федерации). Мало чем отличается динамика в исследуемом автором регионе. По Тюменской области в 2001 г. доля женщин составляла 73,6 % от общего числа госслужащих, в 2005 г. - 73,4 %. Количество женщин, состоящих на государственной службе, в 2007 г. составило 15405 из 20818 человек (Статистический ежегодник, 2007, с. 47 - 67).
Феминизация государственного управления стала серьезным социально - управленческим феноменом. Одновременно с этим статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что чем выше уровень управленческой иерархии, тем меньше в нем занято женщин. Причины этого обычно связывают с господством патриархальных стереотипов, с нежеланием мужчин допускать женщин в сферу публичного управления. На общероссийском уровне 1 января 2007 г. высшую категорию должностей государственной гражданской службы «руководители» составляли 127483 человек, из них 60,5 % женщин. В 2,4 раза меньше мужчин среди самой многочисленной (439460 человек) категории «специалисты». И целых 84,1 % женщин составляет категория «обеспечивающие специалисты» (Статистический бюллетень 2007, Состав кадров…).
На территории Тюменской области, как уже отмечалось выше, распределение работников государственной службы по половому разделению схоже с общероссийским. Подобная ситуация наблюдается и по распределению должностного состава работников (мужчин и женщин) по уровням управления. На 1 января 2007 г. из 3624 должностей категории «руководители» женщины занимали 62,6 %. Среди «специалистов» женщин в 2,9 раз больше. Мужчины, занимающие низшую в иерархии должностей гражданской службы категорию «обеспечивающие специалисты», составляют всего 14,6 % или 666 человек (Статистический ежегодник, 2007, с. 56 - 67).
Проведенное исследование показывает, что социально - профессиональный портрет государственных служащих Тюменской области по указанным характеристикам не отличается или почти не отличается от общероссийского. Учитывая своеобразие социально-экономических показателей Тюменского региона, необходим более глубокий, предметный анализ сложившейся ситуации.
Факторы использования командного подхода в органах государственной региональной власти
На основании контент-анализа анкетирования выделен 61 фактор, проранжированый по пяти управленческим подходам. В результате были выделены общие факторы, определяющие успешность управленческого подхода в органах государственной власти и частные факторы для каждого подхода. Также был проведен корреляционный анализ показателей достижения и деятельности с факторами успешности управленческого подхода, что позволило сделать вывод о значительной роли влияния взаимодействия сотрудников высшего аппарата управления государственных органов (линейного) на результативность деятельности в целом.
Опрос сотрудников органов государственной гражданской власти показал, что для органов управления преобладающей является линейно-функциональная модель управления, при которой ответственность за выполнение функций возлагается на определенного руководителя.
На основании факторов и признаков совместной групповой деятельности сотрудников государственных региональных органов можно говорить о функционировании вида управления в органах государственной службы, основанном на командном подходе к реализации задач государственной политики. К данным факторам относятся:
- формирование и принятие единых ценностей и норм внутри управленческой команды;
- наличие и разделение общей государственной цели деятельности, совместно, а иногда и во вред индивидуальным целям;
- существование относительно устойчивой, возобновляющейся системы взаимодействий и функций участников командных отношений.
На основании теоретических положений социологии организаций, данные факторы можно рассматривать как параметры проявления группового феномена в государственных организациях. Более того, в исследовании выявлено, что данные параметры в управленческих командах государственных органов развиты неравномерно, что говорит о происходящих процессах интеграции и становления.
Используя основы и категориальный аппарат теории общностей, анализ феномена управленческих команд в государственных органах можно рассматривать как процесс и как группу. В процессуальном смысле – это группа людей, осуществляющая руководство и управление в организационной структуре и оказывающая воздействие на внешние социальные структуры, на систему в целом. Особенностью управленческих команд региона является то, что в силу нормативно-правового регулирования их деятельности они рассматриваются только как формальные группы. В структурном смысле как группа – управленческая команда может рассматриваться как разновидность солидарного взаимодействия, участники которого могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их и стремятся их удовлетворить совместными организованными действиями, а также соответствуют признакам и критериям выделения групповой общности.
Функциональная организация структуры органов государственного управления выявляенная на основании анализа функциональной департаментализации показывает наличие адаптивной и механической организационной структуры, соответствующих рациональному управлению (линейному) и аппаратному (вспомогательному) в органах государственной власти. На основании этого можно сделать вывод о существовании сетевого или горизонтального метода управления регионом. При более детальном анализе можно выделить два подуровня управленческих команд в органах государственной власти – командная группа (состоящая из руководителя региона - губернатора и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями) и рабочая (целевая) группа (лица, вместе работающие над одним и тем же заданием имеющие определенную самостоятельность в планировании и осуществлении своего труда).