В 1918 году были проведены первые в советское время исследования рабочего бюджета и быта, а также первые попытки рассчитать прожиточный минимум. Прожиточный минимум рассчитывался как физиологический и основной статьей расхода в нем были затраты на питание. В начале 30-х годов расчеты по исчислению прожиточного минимума были прекращены по идеологическим соображениям и возобновились лишь в 60-х годах.
До 1990 года социально-экономические науки по идеологическим соображениям избегали употреблять термин «бедность» и вместо него
использовался термин «малообеспеченность». По мнению Н.В. Черниной, «ретроспективную, очень нерегулярную оценку масштабов бедности можно дать, лишь начиная с 1975 г., когда было введено пособие для малообеспеченных семей. Именно тогда государство установило порог бедности, объявив критерием в проверке нуждаемости душевой доход в семье, равный 50 руб. в месяц (без учета структуры семьи). На этом уровне были установлены гарантированный уровень минимума заработной платы и минимальная пенсия».
21 мая 1991г. Указом Президента СССР «О минимальном потребительском бюджете» минимальные потребительские бюджеты официально, на государственном уровне, были введены в практику осуществления социальной политики. Затем Указом Президента России № 210 от 2 марта 1992г. «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» предусмотрено органам исполнительной власти на местах определить региональные уровни прожиточного минимума, исходя из особенностей потребления и ресурсных возможностей на местах и в увязке с соответствующими общереспубликанскими показателями.
Соответствующая методика была создана, и до 1999г. включительно величина прожиточного минимума рассчитывалась на основе «Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации», утвержденных 10 ноября 1992г. Минтрудом России. В соответствии с этой методикой прожиточный минимум рассчитывался нормативно-статистическим путем. Его величина представляла собой стоимостную оценку натурального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели у низко доходных групп населения. Для каждого домохозяйства величина прожиточного минимума определялась исходя из его фактического состава как сумма соответствующих показателей по различным социально-демографическим группам населения.
Однако методические рекомендации, утвержденные 10.11. 1992г., в силу объективных причин, связанных с развитием процесса социально-экономических преобразований в стране и существенными изменениями в уровне и структуре потребления населения, стали все в меньшей степени отражать действительность.
В стране начинает усиливаться дифференциация доходов населения, снижение реального содержания денежных доходов населения вследствие инфляции, сохраняется бедность значительной части населения, появляются региональные зоны бедности, происходит углубление территориальных диспропорций в уровне жизни населения. Либерализация цен с 01.01.1992г. привела к двукратному снижению реальных доходов населения, которые в 1992г. по сравнению с 1991г. составили 52,5%. Практически в одинаковой степени обесценились все составляющие номинальных доходов населения – заработные платы, пенсии, пособия, стипендии. Очень резкие изменения в социально-экономической сфере неизбежно сопровождаются ростом масштабов бедности в стране.
Выделяются три пика увеличения бедности. Первый пик – 1992г. связан с либерализацией цен и переходом к новой модели экономики и общества: масштабы бедности в терминах показателей численности и доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличились более чем в 8 раз и достигли 49,7 млн. чел. или 33,5% от общей численности населения. Затем на протяжении 1993-1994гг. наблюдалось снижение уровня бедности. Второй пик – 1995г. в значительной степени явился следствием финансового кризиса в октябре 1994г. (так называемый «черный вторник»). Затем в течение 1996-1997гг. опять наблюдалось небольшое снижение уровня бедности. И, наконец, третий пик пришелся на 1999г., что явилось следствием финансового кризиса в августе 1998г. Кризис привел к резкому росту потребительских цен (в сентябре 1998г. по сравнению с августом потребительские цены выросли на 38,4%), более чем к двукратному росту разрыва курсового соотношения официального курса российского рубля и доллара США по отношению к индексу потребительских цен. Следствиями явились обесценение рубля, снижение его покупательной способности, существенное (до 4-х раз) снижение реального содержания денежных доходов населения в долларовом выражении, резкий всплеск масштабов бедности, удешевление труда, снижение стоимости, и как следствие, цены рабочей силы на рынке труда. В сентябре 1998г. по сравнению с августом, по данным официальной статистики, реально располагаемые денежные доходы снизились на 18,5%, реальная заработная плата на 24%, реальный размер назначенной пенсии на 27,7%. Те, кто смог сохранить свою работу, неожиданно столкнулись с резким падением реальной зарплаты, вызванным стремительным ростом инфляции.
Анализ поквартальной динамики бедности в России за период 1998 – 1 кв. 2000гг. показывает, что в результате кризиса в августе 1998г. произошел резкий рост численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В соответствии с существовавшей на тот момент методикой число бедных в 1 квартале 1999г. (на который пришелся абсолютный пик бедности), по сравнению с 3 кв. 1998г. увеличился с 36,6 млн. чел. до 55,2 млн. чел. или с 24,9% до 37,7% в общей численности населения страны.
Академик РАЕН Н.М. Римашевская характеризуя социальные последствия данного кризиса писала, что происходит интенсивная поляризация общества по уровню материальной обеспеченности. Образовалось две России: одна – крупные собственники, которые объединяют весьма тонкий слой населения – 5%, другую Россию представляет основная масса граждан, среди которых 10 млн. фактически отвергнуты обществом. Все это в совокупности не только блокирует экономические преобразования, но и создает угрозу социальной безопасности, которая вызывается ухудшением условий и качества жизни, тревожностью настроения и несбыточностью ожиданий населения.
В октябре 1997г. был принят Федеральный Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Согласно этому закону была утверждена новая концепция разработки прожиточного минимума с использованием нормативного метода расчета минимальной потребительской корзины. Статьей 6 этого закона предусмотрен учет величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи гражданам в субъектах Российской Федерации. В пункте 1 этой статьи говорится о том, что семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи.
Из этого следует, что в России в качестве официально установленных показателей бедности используется, прежде всего, показатели численности и доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.
Данный закон сам по себе не вводит каких-либо новых социальных прав. Однако в нем закрепляется имеющий исключительно важное значение принцип взаимосвязи между размером минимальной заработной платой (а, следовательно, и пенсий по старости, стипендий, пособий и других социальных выплат) и величиной прожиточного минимума. Последняя является той основой, исходя из которой, устанавливается не только минимальная заработная плата, но и все социальные выплаты (п. 1 ст. 5).
Принятие в 1999 – 2000 гг. на правительственном уровне ряда нормативных актов, среди которых – «Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации», утвержденная постановлением Минтруда России и Госкомстата России в апреле 2000г., означает практическую реализацию Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Применительно к методам измерения бедности в России это означает переход на новую методику исчисления данного социального норматива (в основе которой лежит нормативный метод) с получением новой, более высокой величины прожиточного минимума. Это привело к вводу в действие Федерального закона «О государственной социальной помощи», принятого в июле 1999г. (подробнее который будет рассмотрен дальше).
Таким образом, 2000г. оказался переломным с точки зрения применяемых подходов к количественному измерению бедности в рамках её абсолютной концепции. Впервые величины прожиточного минимума по всему населению и основным его социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в расчете на душу населения целом по Российской Федерации в соответствии с новой методикой опубликованы за 1 квартал 2000г. № 421 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за 1 квартал 2000г.».
Об уровне жизни населения можно судить, оценив его материальное положение, социально-экономические аспекты развития общества за исследуемый период. Для оценки материального положения необходима характеристика структуры денежных доходов населения и их использования, финансовых аспектов.