2.1 Реализация статуса военнослужащих
Рассматривая проблемы реализации социально-правовой защиты военнослужащих, следует отметить, что за последние десять лет законодательной, судебной и исполнительной властью был принят ряд позитивных мер, направленных на усиление правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Принято свыше 300 нормативных правовых актов, регламентирующих различные аспекты правового положения указанной категории граждан.
Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден План мероприятий по реализации Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающий подготовку более 50 подзаконных нормативных актов. На основании этого распоряжения аналогичные планы разработаны и в настоящее время реализуются во всех федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба. Их выполнение позволит создать механизм реализации прав и льгот военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, обеспечить, при условии достаточного финансирования, их социальную и правовую защиту [51].
С принятием в 1998 г Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» значительно укреплены правовые основы ее прохождения. Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 утверждено Положение о порядке прохождении военной службы, которое упорядочило вопросы исполнения военной службы различными категориями военнослужащих.
Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовноисполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г. создал дополнительные гарантии для защиты здоровья и жизни военнослужащих.
Вместе с тем многие положения законодательства в настоящее время не могут быть реализованы из-за несоответствия между экономическими потребностями Вооруженных Сил и возможностями государства.
Армия и флот России продержались на энтузиазме офицеров целое десятилетие, но всему есть предел. Устаревшая боевая техника выходит из строя, массовое увольнение офицерского состава не восполняется выпускниками высших военных учебных заведений, профессионалы уходят из Вооруженных Сил.
Только военными судами в 2008 г. рассмотрено 43 609 жалоб военнослужащих на неправомерные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, что вдвое больше, чем в 1997 г. О справедливости и законности, поступающих в суды заявлений военнослужащих о защите своих прав, красноречиво говорит тот факт, что 88,8% от общего числа рассмотренных судами жалоб признаны обоснованными и удовлетворены [51].
При прохождении военной службы по-прежнему острой остается проблема обеспечения права на жизнь военнослужащих. В Вооруженных Силах и в других воинских формированиях высок уровень травматизма и гибели военнослужащих при исполнении ими служебных обязанностей, а также во время нахождения за пределами воинских частей. Основные потери происходят в связи с участием воинских контингентов в вооруженных конфликтах, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (катастроф, стихийных бедствий), выполнением иных опасных для жизни и здоровья задач.
Наиболее ярко данную ситуацию отражает гибель военнослужащих в ходе контртероррестической операции в Чеченской Республике. Несмотря на неоднократные заверения со стороны Командования Объединенной группировки войск на Северном Кавказе добиться сокращения случаев гибели военнослужащих и потерь среди личного состава, имели место ряд просчетов, допущенных в ходе проведения боевых действии, а порой и просто беспечность, приведшая к гибели людей.
Трагедия, связанная с гибелью экипажа АПРК «Курск», произошедшая 12 августа 2000 г., в определенной степени явилась следствием безразличия российского общества и государства к проблемам Вооруженных Сил вообще и Военно-Морского Флота в частности. К сожалению, за осознание необходимости всемерной поддержки собственных Вооруженных Сил нам приходится расплачиваться жизнями лучших экипажей [52].
Меры правовой и социальной защиты военнослужащих, регламентированные военным законодательством, призваны компенсировать ограничения, связанные с их профессиональной деятельностью, выполнением обязанностей по обеспечению безопасности государства.
В настоящее время наиболее острыми являются проблемы материального положения военнослужащих и уровня жизни их семей, обеспечения жилищных прав и порядка увольнения с военной службы, прав на охрану здоровья, чести и личного достоинства.
Право военнослужащих на достойный уровень жизни и получение обеспечивающего его вознаграждения за труд нарушается повсеместно.
Денежное содержание военнослужащих не соответствует количеству и качеству затрачиваемого ими труда, не компенсирует существующие ограничения в гражданских, политических и социальных правах. Нынешний уровень денежного содержания офицеров войскового звена до подполковника включительно не высок, Для того чтобы прокормить свои семьи, значительная часть офицеров в ущерб боевой подготовке вынуждена искать заработок на стороне, по той же причине угрожающими для национальной безопасности темпами идет досрочное увольнение в запас младших офицеров.
По данным на 2009 г., Министерство обороны России только по денежному довольствию военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил задолжало 4,5 млрд. рублей, в том числе 3,8 млрд. рублей за продовольственный паек [53].
Не прекращаются задержки при выплатах ежемесячного денежного довольствия, деньги на санаторно-курортное лечение выдаются во многих воинских частях не при уходе в отпуск, а в конце года.
Неблагополучно обстоят дела с выплатами «боевых» военнослужащим, принимавшим участие в контртеррористической операции в Чечне. Ради получения положенных выплат военнослужащим порой приходится прибегать к крайним мерам, пикетировать штабы и объявлять голодовки.
Из-за отсутствия надлежащего финансирования остаются нереализованными льготы для военнослужащих на бесплатный проезд транспортом, оплату жилья, коммунальных услуг и телефонов.
По этим же причинам многие семьи военнослужащих не могут выехать в отпуск, лишены права на медицинское обслуживание, что особенно тяжело сказывается на детях.
После введения с 1 марта 2005 года ряда дополнительных выплат для военнослужащих в Министерстве обороны был повторно проведён социологический опрос. Однако процент военнослужащих, удовлетворённых монетизацией льгот возрос лишь до 24 % (против 15 % при первом опросе), и то лишь среди младших офицеров [54]. Заместитель командующего РВСН по воспитательной работе генерал майор А. С. Селюнин констатирует, что в ходе социологического опроса, проведённого в 2006 году в РВСН, три четверти респондентов отметили, что если бы у них было право выбора между получением социальных льгот и денежными выплатами, они бы предпочли льготы [54].
В канун Второго Всеармейского совещания офицеров войскового звена, состоявшегося в Москве 3-4 апреля 2006 года было проведено очередное официальное социологическое исследование по изучению изменения массового сознания личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации (Приложение А). Исследование охватило 6162 респондентов (в их числе 3036 офицеров, прапорщиков и мичманов, 3126 солдат, матросов, сержантов и старшин). Как показывают результаты этого исследования только 53% офицеров и прапорщиков поддерживают курс руководства страны на проведение социально-экономических реформ. Уровень аналогичной поддержки среди рядовых и младших командиров несколько выше – 65%. В настоящее время 27% офицерского состава (каждый четвёртый) намерены оставить военную службу. Результаты исследования показывают, что на социальное самочувствие офицеров и прапорщиков оказывают негативное влияние низкая удовлетворенность материальным положением и нерешенность жилищных проблем [54].
Материалы комплексного исследования, выполненного сотрудниками 5-го отдела НИИ Прокуратуры Российской Федерации совместно с офицерами Главной военной прокуратуры и Главного управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации также свидетельствуют, что сегодня большинство военнослужащих по-прежнему оценивают степень соблюдения Федерального закона «О статусе военнослужащих», как весьма низкую. Более 50 % военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, полагают, что действующее законодательство не обеспечивает их социальную защищённость [54].
Неудовлетворительное, даже по российским меркам, материальное обеспечение военнослужащих представляет потенциальную угрозу боеспособности Вооружённых Сил Российской Федерации. По мнению специалистов, негативные изменения кадрового состава Вооружённых Сил могут привести к тому, что они перестанут отвечать требованиям, предъявляемым к ним, и не смогут решать возложенные на них задачи по обеспечению военной безопасности государства [54].
Одним из негативных последствий неудовлетворительного социального положения военнослужащих является снижение уровня правопорядка и воинской дисциплины в войсках. Проводимые исследования свидетельствуют, что 68 % опрошенных считают основной причиной низкого состояния воинской дисциплины нерешённость социально-бытовых проблем многих военнослужащих [54].
Будучи необеспеченными жильём и получающие весьма скромное денежное вознаграждение за нелёгкий ратный труд, многие профессиональные военнослужащие вынуждены подрабатывать, чтобы решить те или иные социальные и бытовые проблемы и обеспечить достойный уровень жизни членам своих семей. Начиная с временной работы, отдельные военнослужащие постепенно настолько втягиваются в деятельность различных предпринимательских структур, что наносят существенный вред интересам военной службы.