В интернаты принимаются дети[[19]] в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающиеся в уходе, помощи и медицинском обслуживании.[[20]] Дети принимаются вне зависимости от наличия родителей, родственников или опекунов. Прием осуществляется на основании заявления соответствующего местного органа власти, ответственного за социальную защиту. Дети также могут поступать в интернат непосредственно из дома ребенка; их выписывают по достижении 18 лет. Трудоспособные дети (по оценке Государственной службы медико-социальной экспертизы, входящей в систему органов социальной защиты населения) возвращаются родителям либо, при их отсутствии, получают помощь в поиске работы со стороны региональных органов социальной защиты. Дети, признанные нетрудоспособными, переводятся в интернаты для взрослых с умственными нарушениями.
Интернаты для детей с тяжелыми умственными и физическими нарушениями являются крупными, лишенными индивидуального подходаучреждениями, размещающими в среднем 250 детей, хотя некоторые из них спроектированы для размещения до 2 тыс. детей[[21]]. В последние годы предпринимались меры для улучшения качества ухода и внедрения индивидуального подхода на основании конкретного функционального нарушения. Несмотря на то, что большинство работников интернатов являются заботливыми и преданными делу людьми, в этих учреждениях неизбежно сохраняются неблагоприятные, внутренне присущие им черты, которые приводят к отставанию в развитии детей. Неудовлетворительные методы и некачественный уход, свойственные учреждениям для детей, оставшихся без попечения родителей, еще более ярко проявляются в интернатах: устаревшие, ненадлежащие методы ухода; большое количество детей, сгруппированных по принципу общего диагноза; изоляция от родителей, родственников и социального окружения; не отвечающие требованиям, плохо содержащиеся помещения; серьезный недостаток финансирования; недоукомплектованность (особенно квалифицированными) кадрами; высокая текучесть кадров, часто в результате низкой оплаты труда, и т. д.
В последние годы интенсивно создается сеть детских специализированных учреждений. Естественно, прежде начали открываться социальные приюты, нацеленные на спасение социально запущенных детей.
Детские Приюты взяли на себя заботу о социальной реабилитации детей, утратившие семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. В приюты помещаются дети из приемников-распределителей, не нуждающиеся в изоляции, из больниц, где их вынужденно содержали до появления места в интернатном учреждении.
Состав детей, помещенных в детские дома (приюты), неоднороден по возрасту, полу, умственному и физическому развитию, причинам, приведшим их в этоучреждение. Но все они - дети с разрушенной системой социальных связей, с широким спектром личностных деформаций, с искаженными личностными установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и интересами. Они приобрели печальный опыт бродяжничества, приобщены к алкоголю, наркотическим средствам и ранним половым связям. Среди них встречаются жертвы физического, психического, сексуального насилия. Психическое здоровье таких детей расшатано. Поэтому Приюты задуманы и создаются как полифункциональные учреждения, призванные дать обездоленному ребенку не просто кров, еду, тепло, но снять остроту психического напряжения, вызванного жестоким обращением, защитить его права, законные интересы, помочь его социальному возрождению, по возможности восстановить или компенсировать опыт семейной жизни.[[22]]
Приют - пристанище для детей, выбитых из жизненной колеи. Приют -особое детское учреждение, одновременно и трагическое, и оптимистическое. Помещение ребенка в Приют, с одной стороны, драматическое событие, вызванное катастрофическим неблагополучием в его жизни, с другой - рубеж, завершающий трагический период существования ребенка, открывающий возможность возродить в социальном, психологическом плане, поправить здоровье, получить право ни достойную человека жизнь.
Статус социального Приюта для детей и подростков как одного из типов специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, закреплен в Примерном положении о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13.09.96 № 1092.
Социальный Приют предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Такая ориентация и определяет полифункциональный характер его деятельности.
Работа современных Приютов по восстановлению и компенсации семейных связей детей корнями уходит в практику российских спасательных учреждений для подкинутых, беспризорных детей. Одной из важнейших установок в их деятельности была ориентация на обеспечение ребенку опыта семейной жизни. Реализация этой установки на практике имела разные формы: передача ребенка под патронаж в благополучную крестьянскую семью; материальная поддержка матери, имеющей незаконнорожденного ребенка; организация искусственных «семеек» из нескольких беспризорных детей и благонравной женщины; создание в детских приютах семейного уклада жизни.
Сегодня возникли новые формы помещения ребенка в семью, и для Приютов нахождение для ребенка подходящего варианта является приоритетной задачей.
Приют стремится восстановить и другие социальные роли детей. Благодаря усилиям сотрудников и школьных педагогов ребенок возвращается к утраченной роли ученика; в Приюте безнадзорный, бездомный ребенок, не знавший понятий «друг» и «дружба», начинает познавать чувство привязанности к другим людям.
Вся деятельность Приюта нацелена на коррекцию и реабилитацию детей. В его работе менее выражена профилактическая функция по сравнению, например, со специализированным учреждением другого типа -Центром социальной реабилитации несовершеннолетних. Это обусловлено особенностями детского контингента: в Приют попадают дети, ослабленные физически, с нарушениями социального и психологического статуса, отчужденные семьей и школой. В судьбе этих детей возможности
профилактической работы уже упущены, так как ребенок уже пострадал -получил психологическую травму, испытал меру социального зла. Возникновение социальных Приютов для детей и подростков дает шанс значительной части беспризорных детей выжить, адаптироваться в здоровой социальной среде, преодолеть отставание в физическом и психическом развитии.
1.3. Социальные последствия содержания детей в сиротских учреждениях
Продолжающееся содержание тысяч детей в учреждениях России из года в год отражает неизменность той точки зрения, что эта форма является хорошим способом воспитания детей и обеспечивает их полноценное развитие. Однако последствия такого воспитания явно неудовлетворительны.
Дети, содержащиеся в учреждениях, часто проявляют отставание в развитии и в большинстве случаев покидают учреждения плохо подготовленными к самостоятельной жизни за их пределами. Российские научные исследования свидетельствуют, что дети, содержащиеся в учреждениях, пассивны, у них плохо развиты языковые навыки, они страдают недостатком концентрации внимания и мотивации и склонны к конфликтам со своими сверстниками. Отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии в дошкольном возрасте впоследствии мешает им учиться. Повзрослев, дети становятся крайне зависимыми, с трудом устанавливают новые связи, страдают низкой самооценкой и проявляют тенденцию к совершению правонарушений. Анализ сведений о детях, содержащихся в учреждениях и выбывших из них, показал, что 85% таких детей планируют получить рабочие профессии и лишь 10% думают о получении среднего или высшего образования. В качестве иллюстрации негативного воздействия содержания в детских учреждениях на способности детей можно привести тот факт, что примерно 63 тыс. (или 35%) из 180 тыс.
российских детей, оставшихся без попечения родителей, содержались в специальных учреждениях для детей-инвалидов[23].
На протяжении последних 10 лет предпринимались попытки улучшить условия содержания в учреждениях и применяемые модели воспитания, в особенности в детских домах, путем уменьшения среднего количества детей в одном учреждении и замены существующих моделей воспитания на индивидуальный и приближенный к семейному подход. Однако, несмотря на то что, по неофициальным сведениям, персонал предан делу и есть многочисленные примеры хорошего ухода, применяемые методы все еще делают основной упор на удовлетворении физических потребностей детей и образовании (или "исправлении" дефектов в случае с детьми-инвалидами). Ряд статей, опубликованных в российских средствах массовой информации в 1998-1999 гг., дает многочисленные примеры низкого качества физического и психологического ухода; отсутствия развивающего воспитания; жесткого режима и дисциплины; тенденции к изоляции детей от общества, родителей и родственников[[24]]; упора на общественное в противовес индивидуальному[[25]] недостаточности и низкого уровня подготовки детей к жизни вне учреждения; жестокого обращения[[26]] и т.д.[[27]]
Кроме того, многие учреждения находятся в плачевном состоянии. Недостаток средств для проведения капитального ремонта и технического обслуживания зданий привели к их обветшанию, наблюдается крайняя нехватка всех ресурсов, учреждения с трудом обеспечивают установленныенормы питания.[[28]] В конце 1999 г. около 39% основного фонда нуждались в капитальном ремонте, 7% детских домов и школ-интернатов не отвечали санитарно-гигиеническим требованиям и 4% зданий находились в аварийном состоянии. Низкие зарплаты, часто задерживаемые, отрицательно сказываются на желании персонала выполнять работу, требующую физических и эмоциональных затрат, и часто являются причиной увольнения наиболее ценных работников. Неудовлетворительное состояние учреждений, естественно, является следствием недостаточного финансирования всей системы, однако необходимо также признать, что детские воспитательные учреждения являются наиболее затратной и наименее эффективной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.