Смекни!
smekni.com

Социальные аспекты предпринимательства (стр. 1 из 3)

Введение

Работа посвящена изменению сущности бизнеса и представлениям о его целях и основных функциях, тому, каким образом формулируется социальная ответственность предпринимательства в российской ситуации, также достижению социальной справедливости в условиях рынка. Стратегии социального действия отечественных бизнесменов определяются целым комплексом объективных и субъективных факторов, детерминируя, в свою очередь, специфику социального портрета современного российского предпринимателя. Следовательно, целью исследования является построение социального портрета современного российского предпринимателя. Главная идея исследования заключается в том, чтобы показать быстрое развитие третьего сектора, т.к. бизнес все чаще оказывается связанным с созданием рабочих мест для слабозащищенных групп населения, организацией или спонсированием социальных услуг, участием в конкурсах на инвестиции в социально-значимые проекты.

Социальный портрет современного российского предпринимателя

Говоря о мотивах гражданского участия, анализ научных источников показал, что современные предприниматели ссылаются на элементарное сострадание. Безусловно, многие спонсоры принимают участие в благотворительных акциях ради поддержки своей репутации, привлечения клиентов, рекламы. Однако при этом очевиден и положительный результат для общества, который выражается, например, в благоустройстве города, когда фирма покупает помещения под офис и реставрирует фасад здания. Чаще всего в благоустройстве близлежащей территории, развитии инфраструктуры для жителей местного сообщества, благотворительной деятельности участвуют крупные компании, которые организуют концерты, акции, участвуют в спортивных мероприятиях. Руководитель крупной торговой сети охотно рассказывает о стабильной и широкой благотворительной деятельности своей компании. Однако системности в этой деятельности не заметно, и это, пожалуй, важная черта социальной ответственности современного предпринимательства.

Ответственность бизнеса перед обществом выражается не только в помощи сторонним просителям — людям и организациям, но и, в первую очередь, в отношении к работникам собственных предприятий. Речь идет о программах социальных гарантий и мерах социальной поддержки сотрудников, которые осуществляются сверх минимума, гарантируемого КЗОТ: «Социально они все защищены — они работают по контракту. Никто не заставляет работать больше, если он сам хочет больше получить — ради бога». Для бизнесменов, представляющих малый и средний бизнес, в отличие от традиционных отделов социального развития и соцкультбыта на крупных предприятиях, вопрос социальной поддержки работников не является однозначным. В целом ряде случаев эта проблема, даже если и возникает, решается неформальными способами.

В самом деле, путь к социально ответственному российскому предпринимательству лежит не через единичные случаи благотворительности. Необходимо создать в обществе такую культуру и мораль, которые способствовали бы мотивации деловых людей к заботе не о своем рейтинге в узком кругу, а об имидже своей нравственно оправданной в глазах большинства населения деятельности. К сожалению, на сегодняшний день в России отсутствуют экономические и правовые стимулы для деятельности по повышению квалификации сотрудников предприятий, развитию системы негосударственной, в том числе внутрифирменной социальной защиты, участию компаний в спонсорской деятельности и социально значимых проектах. Формирование таких стимулов — задача местного самоуправления, профессионального образования и местного сообщества, постепенно вырабатывающего механизмы этической регуляции деятельности индивидов и профессиональных групп в условиях рыночной экономики, культурного и политического плюрализма.

Составление социального портрета современного российского предпринимателя, представляется возможным осуществить с помощью анализа многочисленных публикаций, посвященных этой теме и материалов социологического исследования. Некоторые авторы склонны причислять предпринимателей к представителям "особой социальной группы, имеющей свои ценности", что представляется не вполне правомерным.

Приведенные различными авторами характеристики российского предпринимателя многообразны и некоторые из них несут одинаковую смысловую нагрузку. Поэтому для удобства анализа необходимо их каким-то образом сгруппировать. К характеристикам лидерства относят такие черты как: стремление к самостоятельности, автономности, независимости, к достижениям в трудовой деятельности, к карьере и власти, а также решительность и уверенность в себе. Особые интеллектуальные способности предпринимателя характеризуются таким образом: гибкость мышления и аналитический склад ума, умение думать, генерировать идеи, в том числе коммерческие, это творчески мыслящий человек, обладающий смекалкой и широтой мировоззрения, умеющий находить нестандартные решения. Как предрасположенность к предпринимательской деятельности отмечаются также и особые психологические характеристики личности: восприимчивость к переменам, склонность к новаторству, инновациям, риску и одновременно устойчивость к стрессам. Экономические характеристики: стремление к умножению богатства, к инновациям и их осуществлению, действия по соединению материальных и денежных средств, а также труда с целью возрастания их совокупной стоимости. И последнюю группу особых качеств предпринимателя составляют так называемые коммуникативные способности, к ним относят: умение понимать людей и выстраивать с ними взаимоотношения, то есть и быть коммуникативным, умение подбирать себе компаньонов и исполнителей и также выстраивать отношения в интересах дела. Впоследствии мы сможем осуществить анализ и наиболее характерных черт предпринимателя, соотнося их с теми, которые в конечном счете определяют успех их деятельности.

Влияние государственного регулирования на неформальный экономический порядок

Понятие экономический порядок введено в 40-х годах XX в. В. Ойкеном. Экономический порядок страны, - писал он, - состоит из совокупности тех реализованных в каждом случае форм, в которых предприятия и домашние хозяйства связаны между собой и в которых, следовательно, протекает in concreto экономический процесс. Неформальная экономика привлекла к себе внимание ученых, в первую очередь зарубежных, еще в 1930-х годах. В конце 1970-х она стала предметом крупных исследовательских проектов, с 1980-х годов - темой международных конференций. Однако до сих пор не выработано единого универсального определения неформальной экономики ни с точки зрения терминологии, ни в содержательном отношении. Первоначально эта проблема была поставлена в исследованиях, посвященных развивающимся странам, в контексте изучения неформального сектора, но в последствие и к развитым странам.

Важнейшую роль в распространении неформальных отношений в экономике сыграл характер государственного регулирования и вмешательства в экономику. Масштабы теневой экономики во многом зависят от типа экономической системы, но эта зависимость носит неоднозначный характер. Очевидно, что теневой экономики нет (точнее, она минимальна) при абсолютно огосударствленной и при абсолютно разгосударствленной экономике: в первом случае государство запрещает всякую теневую активность и имеет средства этот запрет реализовать, а во втором случае нет запретов и контроля, следовательно, нет и нужды «скрываться в тени». Теневая активность будет увеличиваться в «пограничной зоне» между централизованным и децентрализованным хозяйством: с одной стороны, в слабеющей централизованно управляемой экономике уменьшаются возможности контроля; с другой стороны, в подвергающемся огосударствлению рыночном хозяйстве усложняются меры контроля, далеко не всегда эффективного.

Жесткое государственное регулирование в командно-административной системе СССР сдерживало и ограничивало темпы роста теневой экономики. Тем не менее, если в 1973 году теневой сектор в СССР равнялся примерно 3% ВВП, то в конце 1980-х ее объем составлял не менее 15% национального продукта. При этом, «вторая экономика» СССР признавалась государством вспомогательной, поддерживалась с помощью запрета на некоторые виды деятельности (например, частное предпринимательство); дифференцированного доступа к ресурсам (приоритет плановой экономики); запрета на переход экономических субъектов из одной экономики в другую, а также при помощи идеологии.

В 1990-е в России, при рыночном экономическом порядке, сформировалась «пестрая экономика», суть которой – в тотальном взаимопереплетении «белой» и теневой экономической деятельности, в стирании граней между ними. По оценкам экспертов, объем теневой экономики России составлял в середине 1990-х 31,5% ВВП, к концу 1990-х – до 40–45%. Впрочем, в первые годы 21 в. рост теневого сектора удалось приостановить, в настоящее время масштабы российской «тени» оцениваются примерно в 20- 27%. Подобные цифры можно объяснить характером государственного регулирования. Российская ситуация до последнего времени характеризовалась высоким уровнем налогообложения и бюрократизации экономической деятельности, что существенно затрудняло включение экономических субъектов в официальную деятельность. Также развитию теневого сектора способствует ослабление контроля над выполнением контрактных обязательств субъектами, снижение реального уровня гарантий прав и обязанностей.

Таким образом, в командно-административной системе неформальный сектор порождается чрезмерным государственным регулированием, централизованным распределением ресурсов, но в то же время, теневые практики довольно успешно регулируются государством. Неформальный сектор признается вспомогательным. В рыночной же системе все иначе.

В целом ситуация в современной России характеризуется самыми широкими масштабами распространения неформальных взаимодействий социально- экономических субъектов (по данным статистики – 20-27% от объема ВВП). Власть и общество долгое время соблюдали определенный нейтралитет в отношении неформальных экономических отношений, а представители обеих сторон, с максимальной выгодой использовав сложившуюся ситуацию, собрали причитающиеся "дивиденды". Сложилась целая система норм повседневного поведения, опирающегося на неформальные связи, уклонение от исполнения закона, а законопослушание сегодня не входит даже в состав основных ценностей российского населения.