Рабство, кастовый и сословный строй формируют закрытое общество, где социальные перемещения из страты в страту запрещены либо значительно ограничены.
Открытое общество начинает формироваться с появлением классового (четвертого) типа стратификации.
Классы понимают в широком смысле слова и узком.
В широком значении (марксистский подход) под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.
Известно, что частная собственность появилась примерно 4 тыс. лет назад. Получается, что уже в древнем Египте, Шумере, Индии, Китае были антагонистические классы эксплуатируемых рабов и эксплуататоров — рабовладельцев, в средневековой Европе — крепостных крестьян и феодалов и т. д. В таком случае очень трудно представить место в обществе тех групп, которые не эксплуатировали никого, но владели собственностью или получали доходы от применения своих талантов и способностей.
В настоящее время более распространена узкая трактовка класса. Согласно ей, класс — любая социальная группа в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью, престижем. Если принять во внимание названные признаки, то можно выделить несколько классов, переходящих друг в друга. Согласно узкой трактовке классы появились только с развитием капитализма. Промышленная революция, индустриализация, рост городов привели к сокращению крестьянства, духовенства, дворянства. Возросла численность буржуазии. В этом классе появились группы предпринимателей, коммерсантов, купцов, банкиров. Появилась совершенно новая страта — рабочий класс.
Термин "класс" выражал экономическое положение людей, свободу продвижения из страты в страту благодаря личным усилиям, таланту, трудолюбию. И хотя продвинуться удалось лишь отдельным индивидам, был создан исторический прецедент. Деньги вследствие своей универсальности и доступности смогли уравнять всех.
В России процесс классообразования начался лишь в конце XIX в. Главная причина — зачаточность товарно-денежных отношений, низкая покупательная способность населения. Большая часть крестьянства продолжала жить в условиях натурального хозяйства. Не был завершен промышленный переворот. 12-миллионный пролетариат состоял в большинстве из полурабочих-полукрестьян. Правительство, создав максимально благоприятные условия для российской экономики, сдержало оформление буржуазии как класса. Не сложился сильный средний класс. Поэтому революция 1917 года легко разрушила социальную структуру России, уничтожив сословия, классы. Партия большевиков провозгласила курс на построение бесклассового общества. Но социальное неравенство неистребимо, и, в итоге, в СССР начали формироваться новые классоподобные страты, прежде всего властная, бюрократическая элита, ставшая фактическим собственником общественного богатства, очень неэффективным его распорядителем и расточителем. Но настоящие классы не могли возникнуть, потому что в советском обществе отсутствовали их главные предпосылки — частная собственность и рынок. С поворотом к рыночной экономике в России начали формироваться классы — высший (богатый) — 3%, низший (бедный), составляющий более 80%, средний — неустойчивый, слабый экономически и политически. Большую часть высшего класса составляет все та же советская бюрократическая элита — номенклатура, которая с помощью приватизации легализовала свое положение собственника средств производства. Остальные источники высшего класса — полукриминальные дельцы "теневой экономики" и выходцы из научно - инженерной страты советского общества. Условий для формирования сильного среднего класса в России пока не сложилось.
Институт, институционализация, семья, брак, моногамия, полигамия, патриархальная семья, нуклеарная семья.
1. Институт — установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения. Социальный институт относится к образованиям, охватывающим большие массы людей, чье поведение управляется нормами и ролями.
2. Институционализация — процесс, а также результат процесса, в котором социальные действия становятся упорядоченными в устойчивые социально-структурные особенности, то есть в институты.
3. Семья — основанная на браке и кровном родстве группа людей, соединенная взаимной ответственностью за заботу и воспитание своих детей и хозяйственной деятельностью.
4. Брак — социально подтвержденный и иногда юридически заверенный союз между взрослыми мужчиной и женщиной.
5. Полигамия — брак нескольких партнеров (разновидности — групповой брак, полигиния - многоженство, полиандрия - многомужество).
6. Моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной.
7. Патриархальная семья — группа родственников, которую возглавляет отец — господин и хозяин жены, детей, слуг, всего имущества.
8. Нуклеарная семья — семейная группа, состоящая из родителей и их детей (два поколения).
Институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или объединения, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. К примеру, институт образования реализуется через коллективы школ, вузов и т. п., т. е. через группы, где существуют статусы ректора (директора), его заместителей, деканов, заведующих кафедрами, преподавателей, учителей, учеников, студентов. Каждый статус с его набором ролей отвечает потребностям воспитания, научения, передачи информации, контроля за поведением членов коллектива и т. д. Следовательно, институты создаются группами для поддержания социальных структур и порядка в обществе и удовлетворения социальных потребностей.
Социальные институты появляются в обществе стихийно. Процесс институционализации, т. е. образования социального института, проходит следующие этапы:
1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2. Формирование общих целей;
3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;
4. Появление на их основе определенных образцов поведения;
5. Практическое применение норм, правил и образцов поведения в масштабах общества;
6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил;
7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Без социальных институтов общество существовать не может, поэтому необходимые проявления активности превращаются в институты: беспорядочные драки — в формальные спортивные поединки, беспорядочная половая жизнь — в семью. Но не все роли в институте могут быть институциональными. "Мамина помощница" — не институциональная роль, дочь — институциональная, потому что является постоянной, строго контролируемой обществом. Устойчивость институциональных ролей позволяет нивелировать индивидуальные различия между людьми, тем самым, укрепляя группы, объединения, общества. Так, солдат для офицера является объектом приказания вне зависимости от личных его качеств. И солдат подчиняется офицеру, невзирая на ум или глупость последнего. В итоге возникает организованная дисциплинированная сильная армия.
При изучении социальных институтов можно выделить пять групп общих признаков.
Признаки главных институтов общества
Семья | Государство | Бизнес | Образование | Религия |
1. Установки и образцы поведения | ||||
ПривязанностьЛояльностьОтветственностьУважение | ПослушаниеЛояльностьСубординация | ПроизводительностьЭкономичностьПроизводство прибыли | Любовьк знаниямПосещаемость | ПочтительностьЛояльностьПоклонение |
2. Культурные символы | ||||
Обручальное кольцоБрачный ритуал | ФлагПечатьГербНациональный гимн | Фабричная маркаПатентный знак | ШкольнаяэмблемаШкольныепесни | КрестИконыСвятыниГимн |
3. Утилитарные культурные черты | ||||
ДомКвартираМебель | Общественные зданияОбщественные работыБланки и формы | МагазинФабрикаОборудованиеБланки и формы | КлассыБиблиотекиСтадионы | ЦерковныезданияЦерковныйреквизитЛитература |
4. Кодекс устный и письменный | ||||
Семейные запреты и допущения | КонституцияЗаконы | КонтрактыЛицензии | Правила учащихся | ВераЦерковные запреты |
5. Идеология | ||||
Романтическая любовьСовместимостьИндивидуализм | Государственное правоДемократияНационализм | МонополииСвободная торговляПраво на труд | Академическая свободаПрогрессивное образованиеРавенство при обучении | ПравославиеБаптизмПротестантизм |
Рассмотрим более подробно некоторые институциональные признаки.