Типология социальных групп:
1. По аскриптивному (предписанному от рождения) признаку: а) расовые; б) этнические; в) территориальные; г) родственные и т.п.
2. По статусному или профессиональному признаку: а) рабочие; б) служащие; в) предприниматели и т.п.
3. По целям деятельности: а) хозяйственные (трудовой коллектив); б) научно-исследовательские (коллектив ученых); в) политические (партия) и т.п.
4. По численности: а) малые, члены которых целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга; б) большие – группы, в которых люди чаще всего не только не знают друг друга, но и не имеют непосредственных контактов (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы и т.д.). Большие группы нередко называют общностями (этническая общность, профессиональная общность).
5. По характеру внутригрупповых связей: а) формальные – объединения людей, опосредованные не личными интересами, а внешними законодательными предписаниями (трудовой коллектив, воинское подразделение) (признаки формальной группы: 1) заданная чаще всего извне рациональная цель; 2) предписанные функции, предполагающие наличие должностей, прав, обязанностей, санкций за нарушения; 3) четкая социально-профессиональная структура, определяющая формальные отношения между членами группы); б) неформальные – объединения людей по их желанию, взаимным симпатиям и общим интересам. Формальные и неформальные группы в ряде случаев могут совпадать. Внутри формальной группы нередко возникают неформальные группы (друзей, влюбленных, сообщников).
6. По различным признакам, которые определяют устойчивость данного группового образования: а) этнические (расовые); б) культурные (субкультурные); в) с теми или иными видами и структурами внутригрупповых связей; г) выполняющие те или иные функции; д) решающие те или иные задачи и т.д.
С точки зрения характеристики социальной структуры общества, в которой отражается различие общественных групп по их социальному положению, особенно важно выделение таких социальных групп как социально-классовые общности (классы, социальные слои); социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы); социально-территориальные общности (город, деревня, регион); социально-профессиональные общности и другие. В определенных условиях немаловажное значение в обществе могут иметь религиозные, расовые и другие группы.
Социологи по-разному определяют понятие "социальная группа". Так, наш социолог Г.С. Антипина рассматривает социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Р. Мертон выделяет три отличительных признака социальной группы - взаимодействие, членство и идентичность, определяя ее как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Давая аналогичное определение, Н. Смелзер тут же замечает, что мы часто объясняем поведение человека тем, что он является членом той или иной группы независимо от того, обоснованно ли это мнение.
Социальная организация в современном обществе - это наиболее распространённый и важный тип социальных общностей и групп, составляющих базис структуры современного общества.
2. Молодежь как социальная общность
2.1. Молодежная субкультура
Молодежь - это социально- демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.
Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.
Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.
Социально-экономические трансформации российского общества в постсоветское время не только нанесли «культурную травму» массовому сознанию россиян, деформируя его и стирая прежние стереотипы, но и оказали влияние на поколение тех 17-20-летних юношей и девушек, социализация которых выпала на годы реформ, а также еще более молодых – 15-16-летних, родившихся в эпоху перестройки.
Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи.
С 60-х годов XX века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках.
С конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным.
Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее их слабую развитость. Три фактора здесь играют основную роль.
Первый – социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий XX. Хотя в последующие два года XXI в. Отмечался некоторый экономический рост, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигала на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.
Второй фактор – особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки.
Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, являлась, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи.
Третий фактор – аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.
На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобрела преступность среди российской молодежи.
Эти обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур России. Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультуным образованиям в молодежной среде, то связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России.
2.2. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и
потребления
В современном российском обществе социальная стратификация воспроизводится не только распределением собственности и власти, но и доступом к интеллектуальным ресурсам. Последние выступают важнейшим элементом социальной структуры, а стратификация теснейшим образом связана с результатом социально-экономических перемен, характерных для перехода общества к рыночным отношениям.
Как отмечал М. Вебер, именно способность людей воспринимать радикальные изменения в общественной жизни, готовность к адекватному поведению в новых условиях представляются наиболее важным в обеспечении успеха в крупных социальных и экономических сдвигах. В рамках этой теории была поставлена задача: выявить факторы включения молодых людей в рыночные отношения в сферах образования, занятости (на рынке труда) и потребления. Ее решение дает возможность проанализировать наблюдаемую социальную стратификацию молодежи, что весьма важно для понимания взаимосвязи социоэкономической динамики и поведенческих приоритетов «рыночного поколения» в трансформационных процессах российского общества с целью выявления состояния его «включенности» в рыночную экономику.
В современном российском обществе в условиях распада традиционных форм вертикальной социальной мобильности и основных компонентов социальной структуры – доходов, престижа и властных позиций, сфера образования имеет особое значение. Помимо расширения доступа к интеллектуальным ресурсам и выполнения присущей ей функции воспроизводства выкопрофессиональных и властных элит, образование обеспечивает важные элементы адаптации: ценностно-нормативные образы.
Для выражения кредо современного поколения учащейся молодежи можно использовать девиз, сформулированный самими студентами: «Добиться успеха в жизни, жить в кайф; получить все и сразу!»
Хорошее образование в этом процессе становится главной стартовой ступенью в достижении жизненного благополучия.
Рост престижности высшего образования (падение его произошло в начале девяностых годов в условиях «дикого» рынка, подъем с 995 г), фиксируемый в ходе мониторинга «Абитуриент-студент-выпускник», привел к его массовизации: 70% россиян считают необходимым дать своим детям высшее образование. В то же время массовизация образования ведет к росту на рынке труда доли невостребованных выпускников: предложение не находит спроса. Наряду с этим, усиливается требовательность к знаниями и умениям выпускников со стороны работодателей. Поток недостаточно подготовленных работников увеличивает напряженность, в первую очередь, на региональных рынках труда, и образование все более становится сферой столкновения экономических интересов.