Смекни!
smekni.com

Социальные проблемы пожилых в современном обществе (стр. 3 из 4)

Использование потенциала пожилых людей является определённой базой для дальнейшего развития, поскольку у общества в результате появляются дополнительные ресурсы, а у пожилых людей – возможность самореализации. Важно, чтобы при разработке управленческих решений за их основу была взята гипотеза, учитывающая мотивацию пожилых людей, связанную с желанием работать и созданием условий для возможного применения их потенциала. Распространено представление о пожилых людях – как лишних в рыночных условиях. Однако не всё так однозначно. Очень значительная доля граждан старшего поколения вовлечена в активную трудовую деятельность. В настоящее время из 38 миллионов российских пенсионеров официально работает 6,7 миллионов человек – почти 20 % общего количества пенсионеров. Доля женщин среди работающих пенсионеров очень высока – по некоторым данным, она составляет 70 % от общего числа занятых пожилых граждан нашей страны. В частности, одну из самых значимых по численности и квалификации групп женского предпринимательства составляют женщины пенсионного и предпенсионного возраста.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что трудовая активность пожилого населения в России растёт. Особенно повышается экономическая активность лиц в возрасте 55 – 59 лет: вероятнее всего это связано с их стремлением заработать высокую пенсию. В целом, более активны на рынке труда пенсионеры, вышедшие на пенсию досрочно (за исключением инвалидов), и лица в возрасте первого пенсионного пятилетия. Согласно данным ряда специальных обследований, в первые 5 лет после достижения нормативного возраста работает примерно каждый третий пенсионер. [1), стр. 59] Реально оценивая свой трудовой ресурс, подавляющее большинство пенсионеров (83,3 %) согласны трудиться на любой работе. На вопрос «Какую работу вы готовы выполнять?» наиболее часто повторяются такие варианты ответов: дежурный, лифтёр, дворник, гардеробщик, уборщица, репетиторство, юрист-консульт. Нетрудно заметить, что большинство названных профессий относятся к числу тех, которые не слишком привлекают молодёжь. И, кстати, этот факт должен лишь повышать ценность пенсионеров на рынках труда. Не будет большой ошибкой сказать, что наш быт во многом изменится не в лучшую сторону, если в один день уволятся все консьержки, уборщицы, гардеробщики, лифтёры и т.д.

Основной причиной, заставляющей пенсионеров продолжать трудовую деятельность, остаётся недостаточная материальная обеспеченность. В проведённом в 2002 г. опросе жителей г. Владимира специалистами Института социально-экономических проблем народонаселения РАН ставился вопрос: «почему вы работаете?» Требовалось указать не более 3-х причин. Были получены следующие ответы (в % к числу ответивших): «боязнь одиночества» – 1,3 %, «чтобы реализовать свои знания и умения» - 1,3 %, «увеличение трудового стажа» - 3,7 %, «чтобы заработать деньги» - 16,7 %, «потребность трудиться» - 3,7 %, «желание быть в коллективе» - 6,7 %, «недостаточное пенсионное обеспечение» - 17,3 %, «другие причины» - 1,7 %.

Большинство пожилых людей предпочли бы работать по специальности, которую уже имеют. Однако в связи с системным кризисом экономики и технической революцией, «устаревший» трудовой опыт зачастую мешает пенсионерам найти себе работу. Требуется не только умение использовать старые знания, но и способность учиться и применять новые навыки. С цель большей интеграции пожилых людей в обществе должна сформироваться новая отрасль человеческого знания – андрагогика, разрабатывающая соответствующие модели обучения; необходимо развитие когнитологии, конструирующей модели научения людей разного возраста, разработка определённых когнитивных правил, оптимальных стратегий для приращения знаний.

Работающие российские пенсионеры очень выгодны для страны. Мало того, они не просят у государства, а зарабатывают сами, но ещё и отрабатывают пенсию, делая взносы в Пенсионный фонд. Казалось бы государство должно способствовать реализации экономической активности пожилых работников, адаптации их к рыночной экономике. Однако, пока пожилые работники в гораздо меньшей степени, чем молодёжь, охвачены, к примеру системой профессионального непрерывного обучения. Менеджеры, как правило, считают нерентабельным профессиональное переобучение лиц определённого возраста, считая пожилых работников неспособными адаптироваться к изменениям. Но, как показывает опыт, изменения в рабочем процессе и обучение не являются сами по себе источниками трудностей для пожилых трудящихся. При соблюдении определённых условий они достигают удовлетворительных результатов, даже если на это требуется чуть больше времени, чем молодёжи.

Старение рабочей силы создаёт в XXI веке немало проблем, в том числе и в России. Одни из самых серьёзных, требующих неотложных решений, - преодоление сложившихся стереотипных представлений о трудоспособном возрасте, расширение возможностей для реализации потенциала пожилых людей, разработка и осуществление соответствующих программ их образования и профессиональной подготовки.

4. Образ пожилых в современной России

В научной литературе, касающейся проблем пожилого населения, можно выделить три основные позиции, которые определяют направление исследований и предлагаемые авторами меры социальной политики. Наиболее распространённой является точка зрения, что пожилые – это прежде всего обездоленные люди, нуждающиеся в адекватном социальном обеспечении. Другое мнение, разделяемое и самими пожилыми людьми, что эта группа населения представляет значительный человеческий потенциал, который может и должен быть вовлечён в социально активную жизнь. Третья позиция в явном виде проявляется редко, но отчётливо прослеживается при обсуждении социальной политики: пожилые – это социальный балласт общества, тормозящий реформы. [1), стр52]

Результаты исследований 2001 года, в состав респондентов которых вошли 1755 человек старше 18 лет из всех регионов России показали, что взгляд на пожилых как экономический и социальный балласт неприемлем для абсолютного большинства российских граждан (2/3 опрошенных). Согласие с подобной точкой зрения выразили лишь 6 % респондентов. На первый взгляд эти результаты выглядят оптимистично. Однако настораживает, что около 20 % затруднились с ответом. Возможно, это те, кто открыто не решился заявить о своём согласии со столь радикальной позицией, но разделяет её. Если это предположение верно, тогда оказывается, что четверть населения склонна расценивать пожилых как тормоз эффективных реформ. Такое размышление наводит на печальные размышления.

Другие точки зрения примерно в одинаковой степени распространены среди населения, хотя и выглядят несколько противоречиво. Так, среди молодёжи (до 30 лет) менее половины опрошенных рассматривают пожилых как значительный человеческий потенциал; доля людей предпенсионного возраста и молодых пенсионеров (51 – 60 лет), согласных с этой точкой зрения, составила 75 %. Характерно, что среди пенсионеров более старшего возраста распространённость этого мнения хотя и незначительно, но снижается. При этом во всех возрастных группах большинство опрошенных (от 73 % молодёжи и до 83 % лиц старше 60 лет) согласны так же с мнением, что пожилые – обездоленная категория населения, нуждающаяся в социальной защите.

Вариативность ответов так же связана с уровнем образования респондентов. Причём касается она исключительно оценки пожилых, как значительного человеческого потенциала. Среди лиц с неполным средним, средним и даже незаконченным высшим образованием доля выразивших согласие с этим мнением составляет 52 – 58 %; с высшим – 69,5 %; с учёной степенью – 85,7 %. Эти различия, очевидно, исходят из оценки, прежде всего, собственных возможностей. Суждения о пожилых как об обездоленной категории, нуждающихся в социальной поддержке, практически не зависят от уровня образования. Этого мнения придерживаются 76 % - 83 % опрошенных – от неполного среднего до имеющих учёную степень. Эти данные являются ярким подтверждением независимости уровня жизни российского населения от уровня его образования.

Определённое сочетание двух рассмотренных параметров – возраста и образования, даёт анализ вариаций мнений в зависимости от профессии, рода занятия, сферы деятельности. Максимальное число согласных с мнением, что пожилые представляют собой значительный человеческий потенциал, оказалось среди представителей гуманитарной и творческой интеллигенции (72,7 %), госслужащих – 68,1 %, ИТР предприятий и строек – 66,2 %. Однако, как и в предыдущих случаях, подавляющее число опрошенных, независимо от профессии и сферы деятельности сочли, что пенсионеры – обездоленные, социально незащищённые люди. Пожалуй единственная категория респондентов, которая внесла диссонанс в эту схему, - предприниматели. Меньше половины их рассматривают пенсионеров как значительный человеческий потенциал. Среди них так же наименьшее число согласных и с определением пенсионеров как социально незащищённой категории. Около 10 % предпринимателей смотрят на пенсионеров как экономический и социальный балласт. По этому показателю к ним близка лишь группа молодых людей в возрасте до 21 года. Но, если суждение последних можно расценивать как проявление социальной незрелости, то со стороны предпринимателей, оказывающих заметное влияние на социально-экономическую политику в стране и регионах, оно является безнравственным и даже потенциально опасным.[1), стр. 54 ]