3. Режим распада, разложения политического целого, когда центробежные силы и тенденции превалируют над интеграционными и приводят к развалу данного режима правления. В следствии этого решения, принимаемые правящей элитой, утрачивают свой управленческий потенциал, способность управлять обществом и регулировать социальные отношения, а сам политический режим теряет легитимность и стабильность.
Политический процесс зачастую направлен на разрешение многочисленных политических конфликтов в обществе. По сути дела, политический конфликт есть неразрывная часть политического процесса в целом. Вместе с тем, он является неотделимой, имманентной чертой мира политического, его побудительным началом. Не случайно многие современные определения политики включают в ее структуру феномен политического конфликта, т.е. борьбу субъектов, преследующих конфликтующие между собой цели, результатом которой является регулируемое и контролируемое властью распределение ценностей. Таким образом, политический конфликт - это противоборство двух или нескольких субъектов, обусловленное противоположностью (несовместимостью) их политических интересов, потребностей, систем ценностей или знаний .
2. Основные понятия, связанные с научными фактами
Разные исследователи по-разному трактуют основные понятия теории познания, поэтому необходимо рассмотреть основные из них.
Не применительно к какой-либо из наук
Факт – 1) действительное, невымышленное происшествие, событие, явление; 2) твердо установленное положение, основанное на опыте, служащее для какого-либо включения, вывода, являющееся проверкой какого-либо предположения.
Факт - в науке является прямым или косвенным наблюдением, достоверно выполненным с помощью органов чувств или специальных приборов. Факты, относящиеся к конкретной научной проблеме, называют данными.
Учитывая специфику дисциплины, в рамках которой написан данный реферат, следует отметить, что особо важной становится категория социальный факт.
Социальный факт - единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов. Социальный факт обладает независимой реальностью и составляет часть объективного окружения людей.
В онтологическом смысле социальный факт – события, явления, имевшие место в определенное время при определенных условиях вне зависимости от того, были ли они наблюдаемы исследователем или иными субъектами, не являвшимися участниками данных событий. В научном (или шире познавательном, гносеологическом) смысле социальный факт – события, явления, описанные в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой они имели место. В качестве социального факта могут быть действия, поступки и характеристики поведения людей и социальных общностей, продукты человеческой деятельности (материальные и духовные), вербальные действия, а также их всевозможные взаимосвязи. Поскольку социальные факты становятся достоянием знания только благодаря их регистрации, они признаются достоверными лишь при условии достаточно обоснованного описания, учитывающего всю их целостность и их связи с существенными характеристиками социальной ситуации.
Научная обоснованность установленных социальных фактов зависит от мировоззренческой позиции исследователя (ее реалистичности, прогрессивности), объективности социологической теории, в понятиях которой описываются социальные факты, надежности метода и техники регистрации первичных данных и способов их связывания в совокупные социально-статистические факты. Установление достоверных социальных фактов обеспечивается тщательно разработанной программой социологического (социального) исследования, в котором определяются его цели и уточняются исходные понятия (теоретико-практические рамки выделения существенных сторон описываемых явлений), четко демонстрируются правила процедуры регистрации и обобщения изучаемых явлений. Многие, если не большинство, социальных фактов, используемых в эмпирической, прикладной социологии, являются статистическим обобщениями, или социально-статистическими фактами. Наряду с этим социология опирается на монографическое описание объективных событий и явлений, имеющих (это должно быть доказано) существенное значение для анализа определенных социальных процессов.
3. Подход к научным фактам с точки зрения позитивизма и неопозитивизма
Позитивизм – философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование[1]. Основоположник этого направления в философии – Огюст Конт.
Позитивной философии присуще воззрения, что единственным исходным пунктом познания являются факты опыта, а единственный объект познания - явления и их закономерная связь. Факты опыта рассматриваются, как факты, которые доказываются с помощью эмпирических исследований. Этот подход называется принципом верификации. Он совершенно неприменим к общеутвердительным суждениям, так как для того, чтобы его доказать эмпирически, требуется рассмотреть явление, событие, описываемое суждением в каждом конкретном случае. Например, для доказательства суждения «Все лебеди белые» исследователю пришлось бы изучить каждого отдельного лебедя, живущего в рассматриваемый период, на предмет его окраски, и только если бы каждая особь действительно оказалась белой, суждение было бы признано достоверным и научным. Такой подход также неприменим при изучении событий прошлого или прогнозировании событий будущего, так как нет физической возможности доказать эти суждения эмпирически.
В конце девятнадцатого века позитивизм переживает кризис, связанный с развитием научного знания во многих сферах жизни, особенно в сфере психологии и социологии. Это обусловило преобразование позитивизма сначала в махизм, а затем и неопозитивизм.
Возникнув на основе позиивизма, неопозитивизм сохранил основные его черты. Однако подход к признанию фактов научными (достоверными) существенно изменился. Принцип верификации был признан несостоятельным. На его место пришел новый подход заключающийся в следующем: любой факт, доказанный эмпирически или теоретически признается научным, достоверным до тех пор, пока практически или теоретически не доказано, что он ложный. Такой подход к структуре научного знания применим и в наше время, так как он предполагает постоянное изменение статуса уже полученных знаний.
3.1. Подход Эмиля Дюркгейма к научным фактам
Эмиль Дюркгейм в своей работе «Метод социологии[2]» рассматривает научные факты, особое внимание в связи со спецификой работы уделяется социальному факту.
Автор так определяет социальный факт:
Социальные факты – разряд фактов, отличающихся специфическими свойствами; его составляют образы мыслей, действий и чувствований, находящиеся вне индивида и одаренные принудительной силой, вследствие которой он вынуждается к ним. Причем в современной социологии понятие социального факта Эмиля Дюркгейма скорее соответствует понятию факторов социализации.
Социальный факт может существовать только при наличии организации (юридической, религиозной, финансовой и других). То есть в познании социально-экономических и политических процессов основополагающим становится изучение фактов, связанных с деятельностью организаций (от малых до больших).
Эмиль Дюркгейм уделяет особое внимание соотнесению понятий социальных фактов (явлений) и всеобщих, он утверждает: «Но, скажут нам, явление может быть общественным лишь тогда, когда оно свойственно всем членам общества, или по крайней мере большинству из них, следовательно, при условии всеобщности. Без сомнения, но оно всеобще лишь потому, что социально (т.е. более или менее обязательно), а отнюдь не социально, потому что всеобще. Это — такое состояние группы, которое повторяется у индивидов, потому что оно внушается им». Таким образом, социальный фактрассматривается как внешняя принудительности власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами, а присутствие этой власти узнается, в свою очередь, или по существованию какой-нибудь определенной санкции или по сопротивлению, оказываемому этим фактом каждой попытке индивида разойтись с ним.
Автор также рассматривает правила, необходимые для наблюдения социальных фактов.
Первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как предметы. Под предметом здесь понимается некая упрощенная модель, ассоциирующаяся в общественном сознании с конкретным явлением, фактом. Ясно, что такой подход грешит метафизичностью и не может давать объективных выводов. Однако, однозначно необходимо рассмотрение основных социальных организаций не как абстрактных явлений, а как реальных фактов, это необходимо для научного исследования их сущности и влияния на общество и процессы, в нем протекающие.
Следует изучать лишь основные свойства социальных фактов, которые порождают строгую необходимость. Случайные закономерности определяют не основополагающие свойства фактов и изучению не подлежат. Таким образом автор отказывается от общепринятого деления свойств предметов на поверхностные и сущностные без явного критерия их разделения. Более того большее внимание при изучении свойств фактов и явлений уделяется как раз внешним их свойствам, так как есть возможность их объективно изучить, не абстрагируясь от реального явления как предмета, на основе ощущений.