Ффедеральное агентство по образованию
Сибирский федеральный университет
Институт естественных и гуманитарных наук
Социально-правовой факультет
Кафедра теории и методики социальной работы
Реферат
Социальные теории старения, их значение для создания программ адаптации к старости
Выполнила: студентка 4 курса
социально-правового факультета
Тохтобина Т.А.
Проверила: к. м. н.,
проф. кафедры
социально-правового факультета
Коробицина Т.В.
Красноярск 2009
Содержание
Введение
1. Социальные теории старения
2. Значение теорий старения в практике социального работника
Заключение
Литература
Процесс старения населения - явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости (ему предшествовало уменьшение показателя смертности). Раньше всего на этот путь вступили Франция и Финляндия, в которых демографическая революция наступила в начале прошлого столетия, вслед за ними пошли другие страны Западной и Северной, на путь вступили Франция и Финляндия, в которых демографического уменьшение показателя смертности). В XX веке процесс демографического старения охватил все европейские страны, затем, все более расширяясь, многие страны на других континентах. Не обошел стороной этот процесс и нашу страну.
Появилась практическая необходимость в теоретическом обосновании процесса старения. Теории принадлежит решающая роль, ибо она интерпретирует и обобщает опыт, информацию и результаты наблюдений и помогает предвидеть будущее. Теоретические концепции берутся во внимание при проведении социальной политики в отношении пожилых людей.
В научной литературе период пожилого возраста характеризуется богатством накопленного в прошлом опыта, рядом новых свойств, не встречающихся на ранних этапах развития, описываемых зачастую с помощью теорий старения[1].
Из ныне существующих геронтосоциологических теорий, пытающихся осмыслить феномен старости, заслуживают особого внимания следующие: разъединения, активности, субкультуры и возрастной стратификации. Все четыре теории принадлежат американским социологам.
Одну из первых попыток создать теорию социальной геронтологии сделали Э. Каминз и У. Генри (1961). Их система известна как теория разъединения: "Старение есть неизбежное взаимное отдаление или разъединение, приводящее к снижению взаимодействия между стареющей личностью и другими личностями в той же социальной системе. Этот процесс может быть инициирован как самой личностью, так и другими лицами, вовлеченными в ситуацию. Когда процесс старения завершается, существовавшее в среднем возрасте равновесие между личностью и обществом уступает новому виду равновесия, характеризующемуся большим взаимным дистанциированием и видоизмененным характером отношений"[2]. Эту теорию еще называют "теорией освобождения", так как в процессе старения происходит освобождение пожилых людей от социальных ролей. Этот процесс отчуждения обусловлен социальным контекстом, в котором находятся пожилые люди. Его можно считать также одним из способов приспособления к своим ограниченным возможностям и примирения с неизбежностью надвигающейся смерти. В некотором смысле пожилые люди чувствуют себя более свободными, поскольку над ними не тяготеет необходимость трудиться и участвовать в жизни общества. Согласно теории освобождения в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку занимаемые ими должности в какой-то момент должны переходить к людям более молодым, способным трудиться более продуктивно.
Таким образом, в данной теории описаны два вида расторжения (отчуждения): социальное, связанное с уменьшением числа и длительности вступлений в контакты (взаимодействия) и психологическое, связанное с уменьшением степени эмоционального участия и вовлеченности в те отношения, которые поддерживаются в мире в целом.
Отклики на эту теорию последовали незамедлительно. Они были весьма критичны. Некоторые оппоненты называют данную теорию самой бесчеловечной. Критики предложили альтернативу, известную как "теория активности". Сторонники данной теории утверждают, что когда пожилые люди расстаются со своими привычными ролями, их мучает ощущение утраты и чувство своей ненужности в обществе. При этом ущемляется чувство собственного достоинства. Для поддержки своего морального духа и позитивного самосознания им следует не отказываться от активной жизни, а наоборот заняться новой деятельностью. Продолжая исполнять активные, социально значимые роли и общаться с окружающими (например, заниматься добровольной общественной деятельностью, работать на неполную ставку и т.д.), пожилые люди сохраняют свое психологическое спокойствие[3].
Таким образом, теория активности выступает как альтернативная к предыдущей и предполагает, что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исключить их из общества.
Другие теории имели целью истолковать и осмыслить социальные аспекты старости. Так, "теория меньшинств" рассматривает стариков как группу меньшинства в населении, что предполагает более низкий социальный статус, предубеждения и дискриминацию.
Теория субкультуры (А. Роуз) относит людей старших возрастов к некой субкультуре. Есть два важных момента, оправдывающих этот подход: во-первых, особая близость между людьми, принадлежащими к этой возрастной группе, и, во-вторых, их исключение из взаимодействия с другими группами населения. Таким образом, предполагается, что дискриминация по отношению к лицам старших возрастов и их чувство общности дают основание для появления субкультуры старости. В практическом плане А. Роуз предлагал создание поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров.
С позиций теории развития и непрерывности жизненного пути для адекватного понимания жизни старого человека необходимо знать специфику его прежних жизненных этапов, т.е. содержание всего жизненного пути, предшествовавшего старости[4]. Индивидуальный опыт каждого этапа жизни подготавливает личность к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе. Переходя от ступени к ступени, человек стремиться сохранить прежние предпочтения и привычки, усвоенные роли и функции. Старость, по мнению сторонников этой теории, должна представлять собой "поле битвы" за сохранение прежнего стиля жизни, вопреки неизбежным ролевым изменениям. Нормальное, "успешное" старение возможно лишь при разносторонней адаптации к новым условиям и сохранении прежнего положения сразу в нескольких областях деятельности.
Теория наименования и маргинальности представляет старость как состояние девиантности. Положение стариков - это положение изгоев, удел которых - низкие доходы и ограниченные возможности. Взгляды молодых и зрелых членов общества на положение старых людей совпадают: они считают представителей старшего поколения бесполезными, маргинальными, утратившими прежние способности, уверенность в себе и чувство социальной и психологической независимости. Основной характерной чертой старости является пассивность. Поэтому, по мнению последователей этой теории, трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни пассивных старых людей.
Ни одна из названных теорий не дает реального представления о феномене старения, каждая из них абсолютизирует какой-то один из возможных моментов. Отчуждения и активность сосуществуют в противоборстве друг другу. Можно предложить такую поэтапную схему: в пожилом возрасте приоритет остается за активностью, в старости - наступает как бы равновесие двух тенденций, то есть то, что Гегель называл примирением противоречий.
Ко времени глубокой старости верх берет отчуждение. Нейл Смелзер выводит специальные коэффициенты зависимости пожилых людей от людей других возрастов. Причем установление хронологических границ не имеет смысла, так как вступление в каждый из этих этапов весьма индивидуален и не подчинен формальным возрастным нормам.
Однако, по мнению некоторых авторов, наиболее плодотворной представляется теория возрастной стратификации[5]. Эта теория предполагает возрастную дифференциацию наряду с социальной, разделяя людей на группы по их образу жизни и материальному положению. Речь идет о концептуализации общества, разделенного в возрастном и социальном отношении. Эта теория помогает уяснить и объяснить характерные особенности различных поколений, включая старшие и младшие, однако она делает упор также и на образ жизни и общие особенности, присущие определенной возрастной группе. Это предполагает, что каждое поколение людей старшего возраста уникально и обладает только ему одному присущим опытом.
Приходится констатировать, что существующие социологические теории старения в основном представляют собой узкие, ограниченные представления, рассматривающие лишь отдельные аспекты феномена старости, при отсутствии солидной теоретической систематизации.
Старый возраст не отличается от другого возраста, в плане проблем, связанных с адаптаций. Единственное различие - то, что задачи связанные с жизнью в старом возрасте являются заключительными. Работая с пожилыми людьми, социальному работнику необходимо организовать и упорядочить свою деятельность, составить программу действий. Выбор той или иной теории предопределяет характер и объем информации, которую будет собирать социальный работник, а также методы организации и осуществления социономической деятельности.