Смекни!
smekni.com

Социальные факторы и механизмы десемантизации в современном российском обществе (стр. 7 из 11)

Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и другие каналы передачи информации) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведения людей. Каналом массовой коммуникации выступают средства массовой информации. Именно через масс-медиа массовая культура проникает в самые широкие слои, самые удаленные уголки, как в рамках национальных сообществ, так и в глобальных пределах. Через масс-медиа проходит процесс «культурной гомогенизации»[19. С. 409].

Массовая коммуникация не является синонимом термину «массовая информация». Слово «коммуникация», обозначающее общение, взаимодействие, шире термина «информация», который указывает на содержание этой коммуникации, то есть общения.

Обращаясь к высказываниям известных исследователей по данной тематике, актуальными выступают слова С. Кара-Мурзы: «Средства массовой информации, в отличие от высокой культуры, предназначены именно для массы» [23. С. 288]. Процесс функционирования средств массовой информации состоит в том, что свою продукцию они как бы рассеивают и распыляют на большие группы и ее задача прижиться в любом месте, стать понятной всем. Поэтому в средствах массовой информации были установлены жесткие ограничения, на сложность и оригинальность сообщений любого характера будь-то новости, кино, компьютерные игры.

А. Моль отмечает давно сформированное правило «сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано социальное сообщение» [Цит. по: 23 С. 288]. Человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям сложных проблем.

Концепцию упрощения выдвинул еще в начале 20-х годов У. Липпман. Он считал, что процесс восприятия – это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую понятную форму (стереотип). Поэтому средства массовой информации должны провести стандартизацию любого явления или сообщения. При этом изготовитель должен опираться на стереотипы и рутинные мнения «безжалостно игнорировать тонкости». Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно. На этой основе и сложился редукционизм современных средств массовой информации – сведение реальных общественных проблем и явлений к предельно упрощенным и легким для восприятия. Операция упрощения ведет к десемантизации, то есть использование наиболее подходящих механизмов построения примитивных моделей ценностно-смыслового содержания любого явления.

Анализ литературы по данной тематике, а также вторичный анализ эмпирических данных привел к выявлению механизмов десемантизации в современной массовой культуре. Можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся формы упрощения:

1. Мозаичный способ подачи информации

2. Мифологизация и стереотипизация

3. Односюжетная фабрикация

4. Виртуализация коммуникативного пространства

5. Создание упрощенных языковых форм

2.2.1 Мозаичный способ подачи информации

Опираясь на ряд теоретических источников [49; 23; 62; 64; 16], можно выделить такой механизм десемантизации, как мозаичный способ подачи информации.

Так, например, Кара-Мурза [23] отмечает, что, начиная с буржуазной эпохи культуре вообще свойственна мозаичность. Если раньше в эпоху гуманитарной культуры свод знаний и идей представлял собой упорядоченное иерархически построенное целое, имеющее достаточно прочный фундамент, то теперь, в современном обществе культура рассыпалась на мозаику случайных плохо связанных структурированных понятий. Мозаичная культура воспринимается почти непроизвольно, в виде кусочков, выхватываемых из омывающего человека потока сообщений.

По этому же поводу известный специалист в области массовой коммуникации А. Моль в книге «Социодинамика культуры» объясняет, что в этой культуре «знания складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциаций идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает «экрану знаний» определенную плотность, компактность, не меньшую, чем у «тканеобразного» экрана гуманитарного образования». [Цит. по: 23. С. 81-82]. «Мозаичный мир» складывающейся в сознании современного потребителя пестрой и разнообразной информации, беспрерывно поставляемой средствами массовой информации, делает массы легко манипулируемыми, а социальные процессы произвольно моделируемыми.

Опираясь на сложившийся в мозаичной культуре тип мышления человека массы, средства массовой информации в то же время стали важнейшим фактором укрепления этого типа мышления. Мозаичность культуры построена таким образом, что восприятие происходит фрагментарно, с учетом огромного количества потока сообщений и обостренного темпа жизни. А также, учитывая тот факт, что конкуренция в области средств массовой информации высока и идет жесткая борьба за потребителя, то СМИ должны предоставлять как можно больше информации, за единицу времени, упаковав ее при этом в яркое обличие, дабы держать аудиторию в напряжении, привлекая ее внимание. Учитывая данные моменты, происходит усечение информации без учета общего контекста и публике предоставляются наиболее «лакомые кусочки». При этом разрозненная, разбитая на фрагменты информация о важном событии может резко снизить или повысить воздействие сообщения или вообще лишить его смысла.

Расчленение целостной проблемы на отдельные элементы и исключение ее из общего контекста ведет к упрощению, что является фундаментальным принципом мозаичной культуры. Это можно достаточно четко проследить на примере различных телепередач, начиная от новостных и заканчивая ток-шоу. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газетах разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или передачи разбиваются рекламой. Г. Шиллер дает описание этой технологии: «возьмем, например, принцип построения обычной телевизионной или радиопрограммы или компоновки первой страницы крупной еженедельной газеты. Общим для всех является полная разнородность подаваемого материала и абсолютное отрицание взаимосвязи освещаемых социальных явлений. Дискуссионные программы, преобладающие на радио и телевидение, представляют собой убедительные образы фрагментации как формы подачи материалов. Чтобы ни было сказано, все полностью растворяется в последующих рекламных объявлениях, комических трюках, интимных сценах и сплетнях» [50].

П. Фрейре считает дробление «характерным приемом культурного подавления», который принят как специфическая форма подачи информации. Можно сказать, что данный прием распространился на все системы средств массовой информации. Г. Шиллер так объясняет эффективность этого приема: «когда целостный характер социальной проблемы намеренно обходится стороной, а отрывочные сведения о ней предполагаются в качестве достоверной «информации», то результаты такого подхода всегда одинаковы: непонимание, в лучшем случае неосведомленность, апатия и, как правило, безразличие». [50].

Таким образом, вспоминая принцип мозаики, можно отметить, что только собранная в единое целое она имеет смысл, а сам по себе отдельный элемент – лишен его.

2.2.2 Мифологизация и стереотипизация

В практике средств массовой информации сегодня широко используются методы, когда отношение аудитории к тем или иным явлениям окружающей среды формируются с помощью стандартизированных упрощенных представлений, таких как стереотипы и мифы, которые внедряются в общий поток разнородной информации, вызывая отрицательную или положительную реакцию.

«Стереотип – прочно сложившийся постоянный образец чего-либо; стандарт» [59. С. 345].

В научный оборот понятие «стереотип» попало благодаря работе У. Липпмана «Общественное мнение» (1922). При этом под стереотипом У. Липпман понимал создаваемые культурой образы людей из других групп, цель которых объяснить и оценить поведение этих людей, а также трактовал стереотипы как избирательный и неточный способ восприятия действительности, который ведет к ее упрощению и порождает предрассудки. Помимо этого Липпман подчеркивал, что стереотипы неизбежны, поскольку объективно возникают при взаимодействии человека и окружающей его действительности и являются проекцией на мир собственных чувств и ценностей человека. Липпман очень образно сравнивал стереотипы с «картинками в голове», которые спасают человека от сложности окружающего мира. Впоследствии этот яркий образ часто использовался как краткая дефиниция стереотипа.

Отдельные исследователи (Р. Хиберт, Д. Ангарайт, И. Борн) считают, что средства массовой информации должны упрощать действительность. Из-за ограниченности времени и пространства коммуникатор должен сводить большую часть информации к ее простейшим элементам. Аудитория также не имеет достаточно времени и энергии, чтобы «переварить» все в деталях, поэтому она требует упрощенной версии. Один из путей упрощения – использование закрепленных в массовом сознании стереотипов. При этом простое решение какой-либо повседневной проблемы состоит из стандартно исполняемого действия, сконструированного при помощи некоторого «ключа», получаемого в результате социального научения, в особенности через призму средств массовой информации.