Смекни!
smekni.com

Социальные факторы и механизмы десемантизации в современном российском обществе (стр. 9 из 11)

В данной главе, на примере средств массовой коммуникации, были выявлены и описаны механизмы десемантизации. Существует осознание того, что обессмысленный культурный мир, созданный вокруг, - не лучший спутник человека на пути в будущее. Потеря одной из главных ценностей, а именно думающей, мыслящей личности, уже привело к кризису культуры. И главный вопрос заключается в том, сможет ли человек вырваться из создавшегося замкнутого круга.

2.3 Анализ процесса десемантизации в рамках концепции жизненных сил и культурвиталистского подхода

В принципе витализм имеет достаточно длительную историю и как мировоззренческая и как теоретическая конструкция. Виталистские идеи можно обнаружить в древней мифологии различных народов. Термин витализм происходит от латинского vitalis – жизненный.

Концептуальное оформление виталистской социологии как парадигмы социального мышления произошло в конце ХХ века и оказалось связанным с активизацией исследований в области этнографии и этнологии, развитием социологии национальных отношений, культурологии. Здесь произошло явное углубление анализа субъектности человека как представителя различных национально-этнических общностей с учетом универсализации, унификации образа жизни населения Земли в условиях информационной, в целом коммуникационной революции, возрастания значимости национально-региональной, культурно-этнической дифференциации.

Озабоченность проблемой жизненных сил человека стала одной из приоритетных задач в результате осуществления социального прогресса, ускорения темпов социокультурного развития. Эти проблемы вызвали явное обострение проблем сохранения, социальной защиты духовно-культурных, нравственных основ жизни людей, формирования новых смысложизненных ориентаций. В данном мировоззренческом поиске наиболее сильное влияние приобрели системные, синергетические и диатропические взгляды.

Указанное направление социологической теории (виталистская социология) разрабатывается в последнее десятилетие группой ученых Алтайского государственного университета во главе с доктором социологии, профессором С.И. Григорьевым. [1; 8; 9; 10]

Данная социологическая теория содержит разнообразные возможности для содержательного анализа массовой культуры, характера ее влияния на воспроизведение жизненных сил отдельного человека и народа в целом в различных сферах, в том числе в духовно-нравственной.

Анализ массовой культуры, в свою очередь, позволяет дать более многостороннюю характеристику жизненной среды обитания человека. Можно сказать, что человека формирует среда, в которой он живет, социализируется, в том числе в процессе потребления продукции массовой культуры.

Основу, указанной системы понятий, составляет концепция эволюции жизненных сил как биопсихосоциального существа. Исходными категориями выступают категории «жизненные силы» и «жизненное пространство» человека как биопсихосоциального существа, субъекта общественных отношений. Взаимозависимость, взаимовлияние данных явлений и понятий составляет фундамент социологического знания, изложенного в категориях социологии жизненных сил человека. Причем в виталистской парадигме сущностные силы человека чаще всего сводятся к способности людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь индивидуально-личностными и организационно-коллективными средствами.

Жизненные силы, согласно названной концепции, в основных сферах общественной жизни трансформируются, оформляются в виде его производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых сил как способность воспроизводить и совершенствовать свою хозяйственно-экономическую, социальную, политическую, духовно-культурную и социально-бытовую жизнь.

Можно заметить, что массовая культура как раз и служит воспроизводству жизни человека, возбуждая его чувства, стимулируя действия, поднимая настроение и расслабляя. Именно в этом качестве она является средством для воспроизведения жизни.

В определении базовых социальных отношений указанная парадигма идет от понимания фундаментального значения взаимодействия жизненных сил человека и его жизненного пространства, взаимозависимость субъектов общественной и индивидуальной жизни по поводу жизненного пространства, средств обеспечения, воспроизводства и совершенствования жизни во всем ее разнообразии. Жизненное пространство чаще всего понимается как среда обитания человека, позволяющая ему так или иначе воспроизводить и совершенствовать свою жизнь.

Взаимодействие жизненных сил и жизненного пространства человека – это, во-первых, слепое, стихийное, природное взаимодействие, во-вторых, выделяются особенности взаимодействия, обусловленные активной, творческой природой человеческого сознания, психики человека; в-третьих, взаимодействие осуществляется с помощью устойчивых систем культурных символов, формируемых религией, наукой, искусством, философией, моралью, массовым сознанием, общественной психологией.

То есть, можно сказать, что жизненное пространство заполнено массовой культурой, где она формирует человека, меняет его образ жизни, предлагая различные жизненные модели, образцы, формируя универсальную жизненную среду, преодолевает национальные, возрастные, социальные барьеры с помощью современных средств массовой информации.

Также можно отметить еще один немаловажный аспект. Объектом социологии как науки в данной парадигме предложено считать процесс взаимодействия жизненных сил человека и жизненного пространства бытия. В качестве предмета – специфику этого взаимодействия в исторически-конкретной ситуации.

Анализируя функционирование массовой культуры в данном аспекте, можно заметить, что одно из главных ее предназначений – восстановление жизненных сил человека, его способностей к труду; во-вторых, она заполняет сферу досуга, делая его эмоционально насыщенным; в-третьих, она предоставляет положительные эмоции, что немаловажно для характеристики взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства современной России.

Другой вопрос, что массовая культура имеет разный качественный уровень. Причем происходит, как было показано выше, усиление негативных тенденций. Все большая погруженность индивида в пространство массовой культуры парализует в какой-то мере его активность, направленную на совершенствование и воспроизводство жизни.

Помимо этого, распространяемая в обществе информация позволяет навязывать обществу различные системы ценностей, манипулировать общественным сознанием, настроением, навязывать определенный характер жизнедеятельности, образ жизни, а это, как известно, серьезно воздействует на показатели смертности, заболеваемости, среднюю продолжительность жизни, то есть на показатели жизненных сил.

Необходимо отметить тот факт, что взаимозависимость социальных групп по поводу достоверной, оперативной и наиболее значимой информации в условиях коммуникационной революции становится во многом более значимой, чем зависимость по поводу материальных благ, традиционных средств производства, владения материальной собственностью. Данное обстоятельство существенным образом меняет отношения собственности, показатели жизненных сил человека. Обладание полезной информацией, возможности ее использования становятся важнейшим показателем их развитости.

Другим уровнем анализа массовой культуры и явлений, происходящих внутри данного социального феномена, можно считать культурвиталистский подход [46; 54]. Сущностью культурвитализма, нашедшего обоснование в философии и социологии культуры, является представление о жизненных силах культуры. Данный подход позволяет преодолеть обезличенную трактовку понятия «культура», в рамках которой культура воспринималась, как сумма определенных «надбиологических» материальных и духовных элементов, все «биологическое», оставалось за рамками рассмотрения.

Между тем культура неразрывно связана с жизнью человека и общества, она становится пространством человеческого бытия и самой жизнью. В жизненности культуры, ее органической природе заключаются важнейшие характеристики культурного развития и основа для культурвиталистских представлений. Действительно, как полагают некоторые исследователи, культуры являются живыми организмами, «историческими индивидуальностями», имеющими свой органический строй, задатки развития, возрасты, законы жизни и законы смерти. Этот подход заявлен и реализован в работах Н.Я. Данилевского, Н.Н. Страхова, К.Н. Леонтьева, позднее он нашел свое развитие в трудах зарубежных мыслителей О. Шпенглера, А. Тойнби.

Эвристическое уподобление культуры живому организму, развивающемуся в конкретном пространстве и в особенных своих качествах, позволяет говорить о жизненных формах культуры. При этом под жизненной формой культуры понимается «определенный естественно-исторический этап в развитии культурной коммуникации, когда происходит смена ценностных приоритетов и разрушение оснований творчества и социокультурной реальности». [46. С. 107]. Это можно наблюдать в конце ХХ столетия, что и связано с интенсивным увеличением масштаба массовой культуры. В данном случае культура реально сливается с жизнью.

Каждая жизненная форма любого культурного явления проходит через определенную логику развития. Динамика жизненных форм культуры характеризуется не только последовательным прохождением определенных этапов, но и становится процессом культурной диверсификации. В результате динамика осуществляется за счет нарушения целостности ядра определенной жизненной формы. Когда это происходит жизненная форма начинает терять свою сущность и постепенно перерождаться и заменяться иной формой. Этот процесс практически необратим, так как часто расщепление ядра закономерно приводит к утрате сущностных свойств всякого феномена.