Смекни!
smekni.com

Социальные факторы и механизмы десемантизации в современном российском обществе (стр. 1 из 11)

Содержание

Введение. 3

1. Современная массовая культура: сущностные характеристики и подходы к исследованию.. 6

1.1 Ценностно-смысловая специфика массовой культуры.. 6

1.2 Кризис современной культуры как разрушение её ценностного ядра. 17

2. Социальные факторы и механизмы десемантизации в современном российском обществе. 27

2.1 Экономические предпосылки десемантизации в обществе массового потребления 27

2.2 Редукция смысла в системе массовой коммуникации. Основные механизмы десемантизации. 33

2.2.1 Мозаичный способ подачи информации. 36

2.2.2 Мифологизация и стереотипизация. 39

2.2.3 Односюжетная фабрикация. 41

2.2.4 Виртуализация коммуникативного пространства. 42

2.2.5 Создание упрощенных языковых форм. 44

2.3 Анализ процесса десемантизации в рамках концепции жизненных сил и культурвиталистского подхода. 45

Заключение. 52

Список использованной литературы.. 55

Введение

Человечество вступило в XXI век. Процессы всеобщей глобализации, американизации охватили все жизненное пространство современного российского общества и оказывают негативное влияние на формирование социокультурного бытия нашей страны. Данный период времени характеризуется омассовлением всех сфер жизни общества. В условиях технологизации можно говорить о массовом производстве и потреблении, массовых движениях и организациях, массовой коммуникации и соответственно массовой культуре, которая является одним из самых ярких проявлений сегодняшнего дня.

Данная тематика нашла свое отражение в работах следующих авторов: Х. Ортега-и-Гассета, Г. Маркузе, Д. Макдональда, Д. Белла, С. Лемма, М. Шелера, О. Шпенглера, К. Ясперса – разработка вопросов, посвященных проблемам массового общества и массовой культуры.

Трансформационные процессы в постиндустриальном обществе приводят к смещению ценностей и необходимости построения, трансляции и стимуляции потребления новых культурных форм, носящих теперь массовый характер.

Современная массовая культура является одним из главных создателей ценностной составляющей культуры. Через продукт, который предлагает массовая культура, происходит насаждение западных ценностей и смыслов, что разрушает ценностное ядро национальной культуры и является опасным для индивида локальной цивилизации, представляя угрозу самобытности русского человека. Поэтому изучение массовой культуры и способов ее распространения является необходимым в контексте текущего момента времени.

Интенсивное развитие средств массовой коммуникации, которые являются главным проводником продукта массовой культуры и оказывают растущее влияние на формирование и распространение ее образов, служит причиной того, что именно на их примере механизмы десемантизации выглядят более рельефно.

Исследованием массовых коммуникации занимались: Т. Адорно, М. Хоркхаймер, С. Московичи, А. Моль, С. Кара-Мурза, Ж. Бодрийар, М. Маклюэн.

Под механизмом десемантизации в современной массовой культуре, в данной работе, подразумеваются способы предоставления информации, приводящие к частичной утрате, упрощению или потере смысла.

Объект исследования:

Объектом исследования выступает современная российская массовая культура.

Предмет исследования:

Предметом являются механизмы десемантизации, на примере средств массовой коммуникации.

Цель работы:

Выявить механизмы десемантизации в средствах массовой коммуникации.

Для достижения, поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. определить ценностно-смысловую специфику массовой культуры;

2. проанализировать состояние современной культуры;

3. описать экономические и социальные предпосылки механизмов десемантизации;

4. дать определение механизмов десемантизации;

5. выявить и описать основные механизмы десемантизации;

6. определить место массовой культуры в рамках концепции жизненных сил и культурвиталистского подхода.

Гипотезы исследования:

1. сущностное содержанием современной массовой культуры предполагает процесс десемантизации;

2. современная культура характеризуется кризисным состоянием;

3. существуют экономические предпосылки процесса десемантизации;

4. конкретные механизмы десемантизации массовой культуры существуют и наиболее явным образом проявляют себя в средствах массовой коммуникации;

5. механизмы десемантизации опасны для социального и психического здоровья граждан, с точки зрения Концепции жизненных сил и человека как биопсихосоциального существа.

Теоретико-методологическая база исследования:

Ценностная концепция рассмотрения культуры, теория жизненных сил человека, культурвиталистский подход, социология СМИ, социальная философия.

Методы, используемые в работе:

Традиционный анализ литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, вторичный анализ эмпирических исследований.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно будет представлять интерес для работающих в области массовой коммуникации, специалистов в области массовой культуры, культурологов, а также для студентов социологического факультета.

1. Современная массовая культура: сущностные характеристики и подходы к исследованию

1.1 Ценностно-смысловая специфика массовой культуры

Массовая культура является одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных развитых сообществ. Научно-техническая революция стимулировала ее широкое распространение. Сама идея массовой культуры возникает в 20-х годах в рамках доктрины массового общества. Существует достаточно большое количество определений данного понятия. Приведем несколько из них.

В словаре по социологии,массовая культура рассматривается как псевдокультура, продукт бизнеса, которая изначально возникает сначала на Западе. [59. С. 152]

Выделяются следующие основные черты массовой культуры:

– примитивизм изображения человеческих отношений;

– развлекательность, стандартизация содержания;

– культ успеха и потребительства;

– насаждение конформизма.

В Энциклопедическом словаре по культурологии отмечается, что цельюмассовой культуры является, с одной стороны, заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, с другой, и это главное, стимулирование потребительского сознания, что в свою очередь формирует особый тип типпассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а наискусственно создаваемые образы (имиджи) и стереотипы [72. С. 320].

В словаре «Эстетика» массовая культура определяется как мощное средство воздействия на общественное сознание для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип. Она имеет негативные последствия для общественной жизни. Массовая культура – это натурализм, играющий на примитивной чувственности, ее природа - товар для рынка; ставка на зрелищность приводит к нравственной неразборчивости; ее направленность – утилитарно-развлекательная (отсюда, понятие «рыночное безвкусие»). [73. С. 195].

Взглядов на массовую культуру достаточно много, но все они схожи в одном, - массовая культура - это продукт технически развитого общества и демократической общественной системы. Вообще термин «массовая культура» был впервые обозначен американским учёным Д. Макдональдом в 1944 г., в журнале «Политика», в статье «Популярная культура». Автор отмечал, что современная технология не связана ни с национальными рамками, ни с политическими системами, ни с характером экономического развития. Унифицированная технология порождает унифицированные потребности и вкусы. В содержательном плане он достаточно противоречив, ибо предполагает не только культуру «для всех», но может обозначать и «не вполне культур» [Цит. по: 28. С. 51]

Поимо этого хотелось бы заметить, что говорить о массовой культуре и о том, какую ценностно-смысловую нагрузку она несёт, невозможно без определения базового понятия - понятия культуры. Однако, учитывая тот факт, что единое мнение не выработано и многообразие предлагаемых понятий огромно, то любой исследователь вынужден, (исходя из целей своего научного поиска и специфики той науки, которую он представляет), сознательно ограничить себя в выборе той или иной трактовки, осознавая при этом, что она лишь одна из множества существующих.

Многие исследователи чаще всего, говоря о культуре, приходят к убеждению, что именно духовные черты, и гуманистическую направленность должно нести в себе определение культуры. П.С. Гуревич выделял три основных подхода к рассмотрению культуры [12]. За основу этой классификации берется «профессиональный» критерий, т.е. специфика конкретной сферы гуманитарного знания, занимающаяся вопросами культуры.

Этими подходами, по мнению Гуревича, является философско-антропологический, философско-исторический и социологический. Гуревич выделял характерные черты, присущие каждому из них. Так философско-антропологический подход культуру рассматривал как развернутую феноменологию человека. Философско-исторический (деятельностный) претендует на то, чтобы раскрыть механизмы порождения, возникновения и развития самой человеческой истории. Третий подход - социологический - важнейший, по мнению П.С. Гуревича. В этой концепции культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо социального организма. Подразумевается, что в каждом обществе имеются некоторые культурологические силы - «Жизненные силы», задающие ему вектор направленного развития. [12. С. 17]. Этими силами являются ценности той или иной культуры, которые создаются самим обществом, но они же затем определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает зависеть от произведённых им ценностей.