Реферат на тему: «Социальный аспект угрозы терроризма»
Введение
Сегодня, спустя полтора десятилетия после окончания «холодной войны» и распада СССР, мир переживает новый виток напряженности в международных отношения. И причиной этой напряженности стали не только отношения между Америкой и «наследницей» СССР – Россией, но такой фактор, игравший ранее незначительную роль, как терроризм.
Современный терроризм является настолько значимым фактором, можно даже сказать, фактором глобального значения, что с ним приходится считаться любому правительству и обществу. Терроризм особенно опасен тем, что влияет не только на некие «локальные» процессы, затрагивает интересы людей, проживающих в данном конкретном селе, городе, или даже в области, но он в последние годы стал полноценным фактором влияющим на внутреннюю политику целого государства и на международную политику многих стран.
Анализ реагирования студенческой молодежи на социальную напряженность и угрозы терроризма
Перерастание угрозой терроризма национальных границ, превращение ее в глобальную проблему, заставляют международное сообщество искать пути эффективного противодействия этому масштабному и опасному социально-политическому явлению. Последние десятилетия характеризуются развитием связи между террористическими организациями различных стран в случае, когда декларируемые политические и идеологические цели этих террористических организаций близки. И события сентября 2001 г. доказали это. Научный подход к терроризму как феномену объективно протекающего исторического процесса позволяет:
Во-первых, зафиксировать его как спонтанное проявление более глубоких, фундаментальных процессов. И в этом аспекте терроризм позиционируют как одну из множества тактических форм политической борьбы.
Во-вторых, как некоторое явление терроризм локализован в пространстве и времени, имеет конкретные масштабы, возникает и исчезает в зависимости от текущей политической конъюнктуры, оказывая значимое, но ограниченное воздействие на общественную жизнь. Это воздействие количественно фиксируемо и по эффект может сравниваться с воздействием иных форм политической борьбы, а также иных природных (землетрясения, цунами, пандемии и другие стихийные бедствия) и общественных процессов (войны, революции).
С этой точки зрения, современная ситуация с терроризмом в нашей стране вызывает определенное беспокойство, но, следует признать, что интенсивность (частота) его проявлений весьма незначительна по сравнению с активностью террористов в Европе и России в конце ХIХ – начале ХХ вв. или в Европе в 60–70-е гг. ХХ в.
Таким образом, ситуацию с терроризмом в современной России не следует драматизировать. В предшествующей истории террор знавал и лучшие времена.
Информационно-психологическая природа террора
Главным эффектом терроризма считается достижение ужаса, переживания неотвратимости надвигающейся катастрофы. Политическая победа достигается эскалацией чувства объективно неопределенной, диффузной угрозы, ведущей к дезадаптации и дезорганизации противника. Характер используемых при этом средств определяется их информационной эффективностью. Поэтому возможны и такие виды террора как моральный террор, судебный террор, телефонный террор, информационный террор и т.п.
Катастрофа, т. е. порядковое снижение уровня организации обеспечивается негативной психоэмоциональной динамикой, деморализацией, сужающей базис протекания рефлексивных процессов высокого уровня, опосредствующих целостность существующего порядка. Установка на распад некоторого социального порядка и позволяет субъектам терроризма видеть его цель в разрушении, хаосе, всеобщем уравнивании в смерти.
Субъект терроризма обычно стремится демонстрировать большую организованность, информированность, морально-психологическую устойчивость, представляя собой жизнеспособную альтернативу господствующему порядку. Таким образом, в терроризм притязает на смену порядков, добиваясь негэнтропийных целей энтропийными средствами.
Любой социум представляет собой композицию различных социальных порядков. И террористические проявления сигнализируют о возможных напряжениях и подвижках в архитектонике социального организма, обусловленных неравномерностью развития его отдельных составляющих. Эти напряжения и подвижки могут проявляться по-разному, а террористическая форма их проявления сигнализирует и о ситуации коммуникативного разрыва в иерархии порядков, отсутствие обмена взаимно значимой информации в том смысле, что передаваемые сообщения интерпретируются как содержащие информационный шум.
Таким образом, террористические проявления являются симптомом возможного в будущем разлома порядков, распада их композиции или деструкции одного из них.
Культурная ценность террора
Соответственно, терроризм далеко не всегда и всеми оценивался отрицательно. Террор не только рассматривался как одна из приемлемых форм противоборства, но и лежал у истоков многих государств. Известный просветитель XVIII в. Монтескье описывал террор как повседневную практику деспотических государств. Субъекты ряда буржуазно-демократических революций (Англия, Франция, Россия и др.) и национально-освободительных движений (Алжир, Израиль, Ирландия, Италия, Польша, Палестина, Турция, Чечня) обращались к тактике терроризма. В этих государствах образ террориста ассоциировался с образом героического борца за свободу, а субкультура терроризма становилась образцом для подражания в новой организации культуры.
После Второй мировой войны в многих странах Запада террор перестает восприниматься как легитимная форма политической борьбы, оценивается как общественно опасное явление и криминализируется. Террор вытесняется за пределы правового поля и зачастую приобретает латентные формы.
Аналогичной переоценке в историческом процессе подверглись геноцид, рабство, тирания, пиратство и т п.
Только начавшийся в последние десятилетия процесс вытеснения террора из политического оборота не является устойчивым. Политические субъекты могут открыто прибегать к терроризму, но не признавать этого. Они также могут поддерживать террористов-комбатантов опосредованно, в качестве спонсоров или так называемых «симпатизантов».
Информационная блокада терактов
Оружием массового поражения, используемым террористическими организациями, является общественный резонанс, вызываемый чувствами страха и ужаса, распространяемыми и многократно усиливаемые средствами массовой коммуникации. Широкое освещение своей деятельности средствами массовой информации террористы рассматривают как самое важное вознаграждение, поскольку оно позволяет оказать влияние на массовое политическое сознание и дестабилизировать его.
Для предотвращения фобийных реакций населения на информационно-психологическое воздействие террористических актов на «болевые точки» общественного сознания может быть обеспечено только информационной блокадой. Для этого рекомендуется, чтобы любой террористический акт должен быть подвергнут максимально быстрому и тотальному вытеснению из памяти людей. Информация о нем должна подаваться в строго дозированном объеме и в течение строго промежутка времени.
Политический этикет не должен допускать использования терактов в качестве информационных поводов в публичной политике: в целях консолидации общественного мнения при принятии непопулярных решений, для проведения предвыборных кампаний, повышения персональных рейтингов. Оправданным признается переход к суду военного трибунала по отношению к террористам.
Разносторонняя деятельность по профилактике терроризма должна развертываться в двух основных направлениях:
а) оперативное выявление, локализация и посредническое разрешение микросоциальных конфликтов, разрядка очагов социальной напряженности;
б) гражданский контроль за легитимностью деятельности правоохранительных органов государства в борьбе с терроризмом, за своевременным и систематическим расследованием и принятием мер по фактам провоцирования, пособничества, моральной и материальной поддержки террористической деятельности.
Мотивация террора
Мотивация представляет собой рациональное объяснение субъектом своих действий в пределах социально приемлемых обстоятельств. Оправдывающие террор мотивы выводятся из самых разных обстоятельств такого рода.
Террор часто воспринимается как месть за жестокие, несправедливые действия. Суть подобного мотива передает название брошюры известного народовольца Сергея Степняка-Кравчинского «Смерть за смерть».
Для религиозных террористических групп месть и устрашение - священный долг. Подобное миросозерцание допускает истребление проклятых ради избранных: «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю...».
Приобщение к Богу подразумевало принятие в качестве сакральной нормы соответствующего образа действий. Поэтому в ряде случаев поведение террористов определяется стремлением доказать самим себе собственную избранность и незаурядность, способность встать по ту сторону добра и зла. Апокалиптическая этика была одним из истоков опричного террора, духовно питала белый и красный террор в революционной России.
После Второй мировой войны во многих странах Запада легитимность террора начинает подвергаться сомнению. Террор вытесняется за пределы правового поля и зачастую приобретает латентные формы. Аналогичной переоценке в историческом процессе подверглись, как известно, геноцид, рабство, тирания, пиратство, оборот наркотиков и т.п.
К сожалению, - и история России, в том числе и новейшая, дает тому много ярких примеров, - что попытки разрешить серьезные политические противоречия исключительно силовыми методами изначально обречены на неуспех. Стремление прибегнуть к крайне жестким мерам в случае конфликтного взаимодействия двух сторон способно лишь инициировать применение нарастающих жестких мер противостоящей стороной.