Наркомания - чрезвычайно сложное социально-негативное явление, заключающееся в изготовлении, хранении и сбыте наркотиков. Это самая доходная сфера преступного бизнеса, приобретающая все более международный характер, в которой важное место отводится подросткам, как потребителям наркотиков, так и субъектам преступного промысла. В одиночку здесь не работают. Обычно группу наркоманов возглавляет взрослый или юноша, отбывшие наказания в исправительном учреждении. Группе свойственны: ярко выраженная конспиративность, корпоративность, четкое распределение ролей в группе, свои законы и правила поведения, сигналы обмена информацией. Нередко группу, занимающуюся изготовлением, хранением и сбытом наркотиков отождествляют с наркоманами, т.е. с лицами, употребляющими наркотики, что не правомерно. Группа, избравшая распространение наркотиков как средство обогащения, как правило, сама не употребляет наркотики. Она лишь изготовляет, хранит, сбывает наркотики, вовлекает других людей в наркоманию, организуя притоны и склоняя их к употреблению наркотиков. Но наркомания обязательно порождает ряд примыкающих и сопутствующих к ней групповых преступлений. Вот основные из них:
- незаконный посев или выращивание опийного мака, индийской, южной, маньчжурской конопли и других запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества;
- их транспортировка из регионов произрастания в другие районы страны по конспиративным каналам групп наркоманов;
- подделка рецептов с целью приобретения лекарств обладающих наркотическим действием;
- продажа рецептов или самих наркотиков, предназначенных для лекарственных целей;
- организация или содержание притонов для принятия наркотиков или предоставление помещения в тех же целях;
- совершение в состоянии наркотического опьянения групповых преступлений или же совершение преступлений для добычи средств на приобретение наркотиков (кражи, грабежи, разбойные нападения и т.п.);
- создание подпольных лабораторий по изготовлению синтетических наркотиков, наркотиков типа "винт" (не дающих привыкания)и использование выделений живых организмов (отдельных видов паукообразных) для достижения наркотического опьянения.
Основным фактором взаимной криминализации в криминальных группах подростков является криминальная субкультура. Для ее обозначения используются и другие термины: "вторая жизнь", "социально-негативные групповые явления", "асоциальная". Считается, что вначале криминальная субкультура возникла в закрытых воспитательных и исправительных учреждениях, а затем распространилась за их пределами, захватив большую часть подростков, прежде всего - трудовых и педагогически запущенных. Криминальная субкультура как и любая культура по своей сущности агрессивна. Она вторгается в культуру официальную, изменяя ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила и атрибутику. Известно, что носителем является язык. На сегодняшний день русский язык оказался пронизан терминологией уголовного жаргона, на котором охотно говорят как подростки, так и депутаты государственной думы. А ведь утрата чистоты национального языка - серьезный симптом нарастания процесса криминализации общества. Эта криминализация в первую очередь затрагивает подрастающее поколение, как наиболее активную в криминальном отношении часть общества и наиболее чуткую по своим возрастным особенностям к языковым инновациям. Таким образом: девиантное поведение это - поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Причинами отклонений может стать множество факторов. Поэтому существует целый ряд теорий, по-разному объясняющих возникновение девиантного поведения. Это: биологические теории девиантности; эволюционная теория поведения; социально-психологические теории девиантности; социологические теории девиантности. Крайней формой девиантного поведения является делинквентность. Любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется законом, - делинквентным. Главная особенность преступности несовершеннолетних в том, что она носит преимущественно групповой характер. Причинами высокого уровня групповой преступности несовершеннолетних являются: несправедливое имущественное расслоение общества; относительное обнищание широких слоев населения; общая психологическая напряженность в обществе; неопределенность перспектив дальнейшего его развития; пересмотр этических норм и ценностей, общепринятой картины истории и культуры; сужение возможностей молодежи в приобщении к социально полезной деятельности, удовлетворении своих потребностей и интересов посредством институциональных форм. Условиями, способствующими росту групповых преступлений несовершеннолетних в Российском обществе, выступают: неорганизованность досуговой сферы жизнедеятельности подростков, безнадзорность, отсутствие своевременного и эффективного профилактического воздействия, слабое реагирование на факты предпреступного и преступного поведения несовершеннолетних и их взрослых соучастников, кризис системы уголовных наказаний и ресоциализации ранее осужденных.
Проблемой в России является высокая латентность преступности несовершеннолетних и официальная статистика не всегда отображает реальные положение преступности несовершеннолетних. Официальная статистика последних двадцати лет и результаты исследований криминалистов не подтверждают очень высокой жестокости и криминальности наших подростков. Доля подростковых правонарушений в общем массиве регистрируемой преступности в России постоянно снижалась, и в 2001 году она была втрое ниже, чем в советские времена (1980-1990 гг.): 1987 г. - 19,9%, 2001-й - 6,2% [3].
Преступность подростков действительно росла в 1990-1995 гг., но несравнимо меньшими темпами, чем преступность взрослых. С 1993 г. наблюдается совершенно явная тенденция снижения уровня преступности подростков. Заметный (на 10%) рост преступлений, совершенных несовершеннолетними, был отмечен только в 1999 г. Общее количество преступлений в том же году выросло на 16% [3].
Снижается удельный вес (доля) преступности несовершеннолетних в общем ее объеме. Если в 1987 г. доля преступности несовершеннолетних в общей преступности составляла 19,9%, то к 2000 г. она снизилась до 8,9% (то есть более чем в 2,2 раза) с небольшим возрастанием до 9,0% в 2001 г., 9,1% в 2002 г. и 9,6% в 2003 г. Наконец, о том же говорит и абсолютное число зарегистрированных преступлений в России, совершенных несовершеннолетними или с их участием: 1987 г. - 116 149 преступлений, 1993 г. - 225 740 преступлений, 2002 г. - 139 681 преступление и в 2003 г. - 145368 преступлений [3].
Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что официальная статистика не дает оснований для популистских высказываний о "небывалом росте преступности несовершеннолетних". Что же касается реальной преступности, как взрослой, так и подростковой, то сведения о ней просто отсутствуют в виду высокой латентности.
Такая тенденция преступности несовершеннолетних объясняется: Во-первых, "демографическим" фактором. Доля несовершеннолетних и молодежи в населении относительно снижалась за анализируемый период времени. Во-вторых, "социально-экономический" фактор. Возможно, что подростки и молодежь быстрее и лучше адаптируются в быстро меняющемся мире, нежели взрослые. Другое дело, каковы пути этой адаптации: быстрое трудоустройство, занятие мелким частным бизнесом, уход в наркотики, в ряды организованной преступности (чья деятельность значительно более латентна, нежели "уличная преступность"). В-третьих, "правоприменительные" факторы. Возможно, если преступления заведомо (по показаниям свидетелей, потерпевших) совершены подростками, правоохранительные органы менее склонны к регистрации и раскрытию таких преступлений.
Но картина усложняется, когда мы переходим от общих показателей преступности несовершеннолетних к отдельным ее видам.
Бесспорно, по России наблюдается относительный рост наиболее тяжких насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Так, если в 1987 г. удельный вес (доля) подростков 14-17 лет в общей массе убийств (с покушениями) составляла 2,9% то, постепенно нарастая с каждым годом (1988 г. - 3,3%, 1994 г. - 5,4%, 2000 г. - 6,3%), этот показатель в 2003 г. достиг 7,9% (рост в 2,7%). Удельный вес несовершеннолетних среди лиц, совершивших умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, вырос с 3,3% в 1987 г. до 8,4% в 2001 г. Абсолютное число несовершеннолетних, выявленных в совершении убийств, составило в 1987 г. - 246, в 1991 г. - 550, в 1997 г. - 1350, в 2001 г. - 2126... Очевидно, что тенденция значительного роста тяжких насильственных преступлений, совершаемых подростками, чрезвычайно тревожна [3].