Безусловно, что тёнисовская концепция "неодномерности" мира социальных отношений и связей являла собой значительный вклад в разработку общесоциологической теории, кроме теории социального действия, типологии социальных схем, теории социальных групп. Понятие общины как общности сложившейся на основе кровного родства, общности места проживания и духовного родства значительно ближе к понятиям "первичной группы" и общины, чем позже обоснованные в американской эмпирической социологии (Ч.Кули, В.Томас, Р.Пари и др.).
Значительное внимание уделяет Тёнис анализу злободневных проблем современной общественной жизни. Он одним из первых вводит в научный оборот понятие общественной мысли, определяя ее, наряду с массовым рабочим движением и государственной социальной политикой, как один из факторов современного общественного развития. Тёнис определяя тенденцию политизации современной общественной мысли, а также тенденции к ее замыканию на национально- государственных интересах и появлении в ней националистических мотивов. Противовесом этому выступает формирование мировой общественной мысли, как проявлений общей тенденции интернационализации хозяйственной и культурной жизни современного мира. Потребности современного социального развития требуют эффективного развязывания социального вопроса - вопроса о том, как "обеспечить мирное сосуществование разных прослоек, классов и слоев народа, которые по своим экономическим условиям, жизненным привычкам и взглядам стоят далеко один от другого".
Тёнис - последовательный сторонник реформаторского пути развития социальных вопросов. В современных цивилизованных странах, доводит он, общественная мысль требует социалистического строя. Однако капиталистический способ производства нельзя отменить насильно. Тёнис отказывается от социалистической идеи, требующей насилия там, где идет речь об объективных законах общественного развития.
Научное наследие одного представителя формального направления немецкой социологии Георга Зиммеля (1858-1918) принадлежит не только истории социологии. Имя Зиммеля в почетном ряду виднейших европейских философов рубежа ХIХ-ХХ ст. Он автор концепции формальной социологии. Он писал на темы социального познания, социальной психологии, взаимоотношений индивида и общества, социальной дифференциации, власти и насилия, отчуждения, культуры, религии, искусства, семьи, организации социальной жизни и др. Однако тщательный анализ творчества немецкого мыслителя показывает что все его исследовательские начинания осуществлялись на основе единого, довольно своеобразного представления о предмете и задачах социологической науки. Наиболее выразительно оно было сформулировано в работе "Основные вопросы социологии", совершенной ученым за год до своей смерти.
В трактовке предмета и задач социологии Зиммель считает, что социология не в состоянии заниматься всем, что каким-то образом является социальным, и брать на себя компетенцию других социальных наук, которые тоже изучают общественную жизнь. Ученый вообще подвергает сомнению тезис о том что социология - наука об обществе. Он выступает против трактовки понятия общества как какой-то "универсальности", объемлющей и подчиняющей себе все проявления социальной жизни. По мысли Зиммеля, понятие общество имеет два значения: как некая совокупность социализованных индивидов, создающих общину на основе существующей исторической реальности и как систему форм отношений между индивидами, благодаря которой простое их множество превращается в общность. Он считает, что предмет социологии, формируется путем вычисления из традиционных предметов разных социальных наук особой цепи фактов, а именно - "чистых" форм ассоциации или социального взаимодействия. Как грамматика выделяет чистые формы языка от содержания, в котором живут эти формы, так и социологический метод, по Зиммелю, вычленяет из исследуемых явлений чистые формы ассоциации.
Ассоциация - это та форма, благодаря которой индивиды на основе разнообразных интересов создают общности, в которых они реализуют эти интересы.
Таким образом, главный объект зиммелевской социологии ассоциация, социальное взаимодействие. Формы социологии, социального взаимодействия первичны в обществе в целом, поэтому социология, по Зиммелю, должна заниматься исследованием указанных форм раньше, чем приступать к анализу общества, как такового. Причем формы ассоциации должны исследоваться самодостаточно, сами по себе, а не как функциональные элементы общественного целого. Собственно такого целого, которое существовало бы вне и не зависимо от форм ассоциации, просто нет. В любом обществе, считает Зиммель действует огромное количество таких форм. Если одна из них исчезнет, общество сохранится, но если исчезнут все формы ассоциации, то исчезнет и общество в целом.
Социологию, которая изучает чистые формы ассоциации Зиммель называет "чистой или формальной". Эта социология, по мысли ученого, должна выполнять методологическую функцию по отношению к другим социальным наукам, быть "теорией познания отдельных социальных наук". Наряду с "чистой" он выделяет еще две социологии : "общую", которая рассматривается как "социологическое исследование исторической жизни" в разнообразных ее проявлениях и "философо изучающую" эпистемалогические и метафизические основы социологии". Таким образом, Зиимелевский подход к изучению общества базируется на целостной трехступенчатой познавательной модели (общая - формальная - философская, которая дает возможность обеспечить единство философского, теоретико-социологического и конкретно-научного, фактического знания об обществе).
Георг Зиммель дал анализ и критику культуры современного ему капиталистического общества, его образа жизни, который держится на внутренних противоречивых тенденциях: чем больше формализуется социальные и культурные образования, тем более отчужденными от них оказывается индивид, воплощающий в своем творчестве, душевном существе глубинные движения самой жизни. Конкретные мотивы и цели человеческой деятельности сами по себе не имеют никакой социальной валентности, они могут набирать социальное содержание или терять его. Ни голод, ни любовь, ни труд, ни религия, ни техника, ни интеллект сами по себе еще не представляют ассоциацию. Но они ее образуют, формируют, если изолированное сосуществование индивидов приобретает определенные формы совместного бытия, становясь взаимодействием. Отчуждение оказывается равнозначным свободе и единственным регулятором морального поведения становится индивидуальный закон - своего рода уникальное личностное априори, определяющее жизнь и поведение индивида и знаменующее собой наряду с созданием культурных форм способность жизни к творчеству и художественной саморегуляции.
Георг Зиммель главным тезисом эмпирической социологии считал признание факта относительной, а не абсолютной социоактивности человеческого общежития. Многоплановость, многообразие мнений, суждений - важные черты творчества Зиммеля. Зиммель испытал глубокое влияние К.Маркса, что прослеживается в его диалектике развития и смены культурных форм (напоминающей марксову диалектику производительных сил и производственных отношений) и в трактовке отчуждения. На формирование его мировоззрения оказали влияние И.Кант, О.Конт, Г.Тард и др. Однако иррационалистическая трактовка жизни вела его к отрицанию исторического материализма и стремлению определить формы экономического развития, как разновидности культурных форм. Это предопределило релятивизм и иррационализм его философской и социологической концепции. Г.Зиммель - один из основоположников современной социологии. Так называемая формальная школа в социологии (Альфред Фирканд, Леопольд фон Визе) представляла результат освоения и развития некоторых идей Зиммеля. Он дал множество идей для социологического анализа религии, познания и т.п.
Макс Вебер и его теория социального действия
Макс Вебер (1864-1920) условно завершает классический период развития социологии и одновременно открывает новый, современный период. Он стремился повернуть науку в новое русло так называемой гуманистической социологии, главная особенность которой заключалась в антипозитивистской направленности. Для гуманистической социологии характерно изучение социальных фактов изнутри, а не снаружи. Её представителей больше волнуют цели индивидов, чем их внешнее поведение, они интересуются не столько объективной ситуацией, в которой оказываются индивиды, сколько тем, как индивиды истолковывают данную ситуацию.
Вебера интересует не всякое взаимодействие индивидов, а только такое, в котором участвуют осмысленно, сознательно. Он считал, что при таком взаимодействии индивиды учитывают в своих действиях поведение других и пытаются влиять на него. Поэтому социальное взаимодействие не рассматривается как простое следствие взаимосвязи стимул - реакция, а привязывается скорей к сфере значений и смыслов, чем к институтам или рефлексам. В этом отношении признавалось необходимым использование такой процедуры, как понимание, что считалось противоположностью по своему характеру природоведческой операции пояснения, рекомендованной для использования в социальной науке позитивистами. Хотя возможности понимания как исследовательской процедуры до сих пор не выяснены достаточно, её использование в современной социологии признается обоснованным. Вебер был одним из первых, кто сделал значительный вклад первоначальное формирование данной процедуры.