Вообще Макс Вебер известен тем, что придавал большое значение роли субъективных компонентов познания в социальных науках. В этом отношении его понимающая социология стала одной из первых в истории социологической мысли попыток проследить участь субъективных компонентов в познании общественных явлений. Проблематика понимания, смысла, ценностного анализа явлений культуры и социальных действий, рассмотрение функций научных ценностей и практических оценок - вот далеко не полный перечень всего того, что интересовало Вебера в связи с анализом субъективности в социологическом познании. Вебер исходит из того, что действительность, которой занимается социальная наука, состоит из неисчислимого количества элементов, черт, факторов, явлений. По своему характеру эта действительность аморфна, неупорядочена, хаотична. Задачи социальной науки, которую Вебер называет наукой о действительности, заключается в стремлении понять реальную жизнь в ее своеобразии, определить культурную значимость явлений в их специфическом виде, выявить причины их исторических особенностей. Социальные институты - семью, право, религию, акционерные товарищества и т.п.- Вебер рассматривал как вторичный фактор, как способ организации деятельности индивидов. Социальным институтам нельзя определять самостоятельные цели, так как они угнетают волю индивидов. Опираясь на эти взгляды, Вебер разработал оригинальную теорию, в основу которой положена концепция социального действия. В русле этой концепции находится и достаточно оригинальное научное исследование бюрократии, ее типов, функций и роли в обществе.
Сорокин Питирим Александрович
Сорокин Питирим Александрович (1889-1969) - русско-американский социолог и культуролог. Вся система социологии, по Сорокину, состоит из теоретической социологии, изучающей явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего, и практической социологии, исследующий этот же предмет с точки зрения должного. Теоретическая социология в свою очередь подразделяется на социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Книга "Система социологии" поставила Сорокина в число ведущих социологов России начала ХХ века. Данные в ней классификации "поведенческих актов", " проводников" и т.п. Не утратили своего значения и сегодня. Сорокин стоял на позициях отрицания социального монизма, отрицания социологического смысла понятия "класс", которому противопоставлял свое учение об элементарных и кумулятивных социальных группах. С 1923 г. Сорокин жил и работал в США. Основные достижения американского периода творчества Сорокина касаются проблем социальной мобильности и социокультурной динамики. Он впервые в 1927 г. в книге "Социальная и культурная мобильность" вводит термины “социальное пространство”, ”вертикальная и горизонтальная мобильность”, ставшие общеупотребительными. "Вертикальная мобильность", по Сорокину, - это передвижение по социальной лестнице, влекущее за собой изменение в социальном статусе индивида или группы. Социальные перемещения не влекущие за собой подобных изменений, относятся к сфере "горизонтальной мобильности". Одно из основных понятий, анализируемых Сорокиным - "социальная стратификация, под которой понимается дифференциация некоей совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и суть - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного общества. Главные формы социальной стратификации - экономическая, политическая и профессиональная. В его деятельности большое место отведено анализу социокультурных изменений, социокультурной системы (суперсистемы) и приход к выводу, что в истории существуют три суперсистемы, периодически сменяющие друг друга: идеациональная, идеалистическая и чувственная. Каждая из суперсистем характеризуется тем или иным пониманием реальности, природой потребностей, степенью и способом их удовлетворения. "Всякая великая культура отмечает Сорокин, - есть не просто конгломерат равнозначных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и воплощают одну и главную ценность". Так для идеационального типа культуры характерна всесторонняя (т.е. существующая в науке, искусстве, философии, праве и т.д., даже в быту) ориентация на трансцендентные ценности. В культуре чувственного типа, напротив, преобладающим влиянием пользуются материальные и материалистические ценности. В идеалистическом типе культуры синтезированы ценности двух вышеперечисленных типов. Кроме того, существует тип культуры, где ценности чувственного, идеационального и идеального типов эклектически сосуществуют, не образуя органической связи. Такой тип культуры, как правило, характерен для эпохи упадка. Каждый тип культуры имеет свой закон развития и свои "пределы роста". В этом суть социокультурной динамики.
Научное и публицистическое наследие Сорокина около 60-ти томов. Поэтому оценку вклада Сорокина в науку и культуру дают не по перечислению его трудов, а по научным направлениям, им основанным, или значительно продвинутым, как, например, аграрная социология, социология революции, теория конвергенции и т.д.