Французское общество последней четверти ХIХ ст. переживает пору кризисов и потрясений. Достаточно вспомнить такие из них: падение второй империи, возникновение и кровавое удушение Парижской Коммуны, поражение в Франко-Прусской войне, формирование Третьей республики.
Одновременно этот период был достаточно плодотворным в интеллектуально-культурном отношении, периодом развития блестящих литературных и художественных талантов, бурных политических и научных дискуссий. Начатую Контом позитивистскую традицию продолжают "психологисты" Г. Тард и Г. Лебон, историки культуры И.Тен и Е.Ренан, историк права Фюстель де Куланж и др.
Социологизм Э. Дюркгейма
На рубеже столетий стала очевидной ограниченность методологии традиционного натуралистического позитивизма, обостряется противоречие между новыми фактами об общественной жизни и старыми теоретическими схемами. Социология, как и ряд других наук, вступает в переломную фазу своего развития. Тем мыслителем который оказался способным обработать грандиозный массив новых факторов и новых идей, переплавив их в новую четкую и убедительную парадигму социологии, был Эмиль Дюркгейм (1857-1917) - создатель методологии "социологизма", патриарх французской социологической школы, признанный классик мировой социологии.
Теоретическую концепцию Дюркгейма иногда называют социологизмом или социологическим реализмом. Дюркгейму удалось четко определить специфику предмета социологии, разработать основы ее метода и полностью отделить социологию от других наук. Его назвали "великим социологизатором", так как социальные явления он объяснял исключительно с позиций социального.
Предметом социологии, считал Дюркгейм, являются социальные факты - реальность, которую до сих пор еще не изучала ни одна из дисциплин. Социальные факты - это реальность, которая, во-первых, порождена коллективной природой человеческого бытия, во- вторых, может осуществлять надежное воздействие на человека, то есть влиять на его поведение. Например, такие феномены, как язык, политическая система, правовые нормы, разные социальные институты и др. существуют независимо от конкретного человека, мы рождаемся и уже находим их в "готовом виде", так как эти феномены существенно влияют на нашу судьбу, образ жизни, то есть социальное влияет на социальное. Дюркгейм различал материальные факторы - плотность населения, характер поселений, средства сообщения и связи, расположенные на континенте и т.п. - и духовные - общее образование, коллективные представления, верования, коллективные чувства. Он проводил границу между социальным и психическим, а, следовательно, между социологией и психологией. Предмет психологии - индивидуальное сознание, которое является непосредственной надстройкой над биологическим.
Сфера социального - коллективные процессы и явления, которые не сводятся к индивидуальному сознанию. Поэтому социолога не интересует обособленная личность, оторванная от социума, он исследует социальные группы, взаимодействие личностей, коллективные по своей сущности феномены.
Дюркгейма интересовала проблема социального порядка и индивидуальной свободы. Он считал, что общество существует вообще потому, что люди полностью солидарны - они разделяют (употребляют) общие понятия, говорят на понятном языке, придерживаются общих норм и правил поведения, повинуются законам. Солидарность - основа порядка и организованности. Отсутствие солидарности - состояние развала, анархии, гражданской войны. Но бесспорно и то, что потребность в солидарности связывает и ограничивает свободу, мешает человеку проявить свою индивидуальность. В цивилизованном обществе эта потребность обостряется. Дюркгейм различал механическую солидарность, которая присуща примитивным обществам, и органическую. Первый тип солидарности базируется на жестком контроле, поддерживается населением, грубой силой; личность должна быть такой "как все", то есть не раскрывать свою индивидуальность. Дюркгейм считал криминальное право типичным орудием механической солидарности. Другой тип солидарности является следствием современного разделения труда и глубокой взаимозависимости индивидов. Отдельные люди и части общества функционально дополняют друг друга, что дает возможность человеку не растворяться в социуме, а развивать свои качества. Переход от общества с механической солидарностью к обществу с органической солидарностью Дюркгейм считал главным направлением развития цивилизации.
Видное место в творчестве Дюркгейма занимает исследование нормы и патологии в социальных явлениях Хрестоматийным примером этих исследований был анализ проблемы суицида (самоубийств). На основе эмпирического и статистического материалов он исследовал социальные причины убийств. Согласно теории Дюркгейма, суицид порожден нарушениями нормальных социальных связей либо в сторону их ослабления, либо наоборот. Как выяснилось, например, большинство случаев самоубийств у людей, разведенных, чем у людей пожилого возраста и тех, кто потерял близких, родню, у тех, кто потерял работу, то есть в группах населения, утративших привычные социальные связи. Статистика суицида возрастает и в такие периоды истории, когда происходят экономические кризисы, возрастает аномия (отсутствие эффективной власти, законов, упадок морали и права), наследие этих процессов - нарушение нормальных социальных связей. Однако самоубийства могут провоцировать и обратные процессы. Например, ущемление связей, когда человек попадает под влияние коллективных представлений, общины, тоталитарного общества, религиозной общности, может быть фактором, подталкивающим личность на самопожертвование во имя идеи или самоубийство.
Нарушение меры между индивидуальным и общественным осуществляется, как считал Дюркгейм, очень быстрыми, катастрофическими темпами социальных перемен, к которым не может адаптироваться индивидуальное сознание. Считая внутригрупповую сплоченность наилучшим способом предупреждения появления суицидных наклонностей, он рекомендовал шире практиковать разнообразные формы общения людей в рамках соответствующей профессиональной структуры, восстанавливать (воспроизводить) те черты сплочения и солидарности, которые были присущи корпорациям мелких производителей раннекапиталистической эпохи.
Завершая краткий обзор социологической концепции Дюркгейма, следует сказать, что его теоретическое наследие и сегодня находится в центре открытых дискуссий. Видимо одна из причин этого заключается в том, что мыслитель кроме непосредственной теоретической работы в различных направлениях субъективно очень чутко относится к статусу социологии и активно отстаивал ее методологический и специализированный суверенитет. Как справедливо считал Р.Нисбет, Дюркгейм более, чем кто-нибудь другой в истории социологии, сумел воплотить в себе то, что было типичнейшим в этой дисциплине и самым продуктивным для гуманитарных наук, и поэтому его можно называть социологом в самом полном смысле этого слова.
Формальная социология Ф.Тёниса и Г.Зиммеля
Важное значение для формирования национальной социологической традиции имели методологические дискуссии в немецкой исторической науке 80-90-х годов, где обсуждались вопросы взаимосвязи экономической сферы и внеэкономических факторов общественного развития. Представители исторических школ немецкой политэкономии и правоведения подняли вопросы об исторической специфике развития хозяйства и права, особо указав, что так называемая "рациональность" экономических законов и юридических норм не имеет абсолютного характера, является чем-то зависимым от обстоятельств времени и места. В ходе дискуссии неоднократно обсуждались вопросы соотношения между универсальным и уникальным в истории европейского и немецкого капитализма.
Патриархом немецкой академической социологии принято считать Фердинанда Тёниса (1855-1936), работа которого "Община и общество" принадлежит классическому фонду социологической мысли ХIХ столетия. Тёнис делает попытку систематизации основных понятий социологии. Он видит специфику социологии в абстрактном, идеализированном, даже формальном характере ее объекта. Социология изучает связи и отношения, которые не очевидны, не зафиксированы прямо и непосредственно, а могут быть лишь абстрагированы от реальных жизненных ситуаций, прежде всего от фактов социального взаимодействия. Поэтому и метод социологии, по утверждению Ф.Тёниса, больше похож на методы химии, чем на методы описательного природоведения. Он основывается на принципах изолирующей абстракции, путем которой выделяются "чистые формы" социального взаимодействия, прямых аналогов которым в общественной жизни может и не быть. Именно поэтому концепцию Тёниса называют "формальной социологией". Любые социальные отношения основываются, по Тёнису, на коллективной воле людей к совместной жизни, которая преобладает над их эгоистическими наклонностями. Социальные связи, которые осуществляются благодаря стремлению к взаимности, могут быть двух типов: или связями реальной, или связями органичной жизни - в этом суть общины (общности), или идеальными, механическими условиями - и в этом суть общества.
Смысл двух главных понятий тёнисовской социологии близок с идеей ассоционистской психологии (соединение волевых устремлений по принципам схожести или различия) и одновременно созвучен консервативно-романтическим представлениям об "органическом и механическом" как категории культуры нового времени. Общество как разновидность рационалистически-индивидуалистического типа личностных взаимосвязей в исторической перспективе "вытесняет" общину, расчленяет, атомизирует ее естественный организм. Однако говорить об этих двух понятиях как о последовательных фазах исторического процесса было неправомерно, поскольку в действительности имеет место конкурирующее сосуществование обоих типов человеческого сожительства. "Я не знаю ни одного состояния культуры или общества, где одновременно не присутствовали элементы общины и элементы общества" - подчеркивал Тёнис.