Проблема проституции в последнее время широко изучается в разных областях науки, в том числе и в социологии. Насколько она является актуальной для современного общества – этот вопрос остается открытым и выходит за пределы данной работы. Однако интерес к данному феномену в к. XIX – н. XX вв. был весьма велик, что подтверждается многочисленными работами отечественных ученых. Современными социологами уже была проделана огромная работа по анализу исследований проституции в истории социологии. Среди социологов, занимавшихся исследованием этого явления, хотелось бы выделить С.И. Голода, Л.Д. Ерохину, Я.И. Гилинского, И.С. Кона и т.д. В настоящее время наблюдается отсутствие чёткой методологии анализа этого феномена, однако представляется возможным выделить три основных подхода: девиантный, профессиональный и адаптационный.
Довольно много сторонников получил подход, рассматривающий проституцию как форму девиантного поведения. Впервые социологическое объяснение девиации было предложено Э. Дюркгеймом в теории аномии или социальной дезорганизации.
Аномия возникает, когда в обществе происходят какие-то значительные сдвиги, изменения, и социальные проблемы обостряются. Эту закономерность можно проследить и на примере проституции: во времена кризисов и радикальных перемен наблюдается резкий рост этого явления. Р.К. Мертон считал, что причиной девиантности является разрыв между нормами и ценностями общества и социально-одобряемыми средствами их достижения. Заработки, получаемые от занятий проституцией, а также отсутствие другой возможности удовлетворить свои потребности приводят людей к выбору этой профессии. Э. Сатерленд утверждал, что индивиды воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей. Так многие будущие проститутки воспитывались в условиях открытости интимных отношений, у некоторых проституцией занимались матери. Значительную роль в принятии решения стать проституткой играет и пример друзей, которые занимаются проституцией и имеют высокий заработок. Г. Беккер считал, что девиация обусловлена способностью влиятельных групп общества навязывать другим определённые стандарты поведения. И если индивид не следует этим правилам, на него «навешивают ярлык» девианта. На человека «ставят клеймо» «гомосексуалист», «наркоман», «псих», «проститутка», и к нему начинают относиться соответствующим образом.
Возникновение движения за права проституток в конце 1970-х годов привело к тому, что проституцию стали рассматривать как профессию. Ещё К. Маркс высказал идею о том, что по мере усложнения процесса производства появляется потребность в разделении труда на исполнительский (преимущественно физический) и управленческий. Это можно проследить и на примере проституции. Кроме непосредственных исполнителей (самих проституток), в структуре проституции можно выделить и организаторов этого вида труда: сутенёров, владельцев борделей и, наконец, организованных преступных группировок и коррумпированных органов власти. По мнению П. Сорокина, профессию образуют связанные между собой источник дохода и социальная функция индивида. Проститутки оказывают сексуальные услуги с целью получения вознаграждения, и, несмотря на все свои отрицательные стороны, проституция далеко небесполезна для общества: она решает многие сексуальные проблемы части населения. О.И. Шкаратан под профессией понимал деятельность индивида, которой он занимается постоянно с целью получения устойчивого дохода.
Однако проституция не всегда является постоянным занятием, в её структуре можно выделить также и проституцию с неполной рабочей занятостью. С.Г. Струмилин полагал, что к профессии относятся как квалифицированные, так и неквалифицированные виды деятельности. С точки зрения экономистов, проституция является неквалифицированным трудом, однако в составе самих проституток существует целая иерархия, место в которой зависит от определённых навыков и умений. Г. Шмоллер считал, что каждая профессиональная группа получает в общественном мнении оценку. Проститутки всегда были менее привилегированными, менее влиятельными и менее ценимыми, чем другие группы работников. Проституцию также можно изучать и с другой точки зрения: рассматривать данное явление как способ социальной адаптации. В современном обществе прослеживается тенденция ускорения социальных изменений, требующих от индивидов постоянной адаптации. Обсуждение этого вопроса требует серьёзного изучения и понимания тех обстоятельств, благодаря которым люди вовлекаются в секс-индустрию.
Выбор способа адаптации проявляется как способность к определённому балансу между желаемым, необходимым и возможным. Некоторые индивиды, адаптируясь к современным рыночным отношениям, выбирают занятие коммерческим сексом в качестве дополнительного источника дохода. Проститутки зарабатывают больше, чем другие наёмные работники при соответствующем уровне квалификации. Некоторые люди, занимающиеся проституцией, не имеют уверенности в своей способности изменить ситуацию. Они не видят иных приемлемых способов решения своих проблем и полагают, что предпринимать какие-либо шаги бессмысленно. Перемена места жительства влечёт за собой необходимость адаптации к новым экономическим, социальным, природным и другим условиям. Отсутствие жилья и средств к существованию толкает некоторых мигрантов к занятиям проституцией, как быстрому способу получения высокого заработка, и, соответственно, решения своих материальных проблем. Для проституток, страдающих наркотической зависимостью, занятие проституцией часто является необходимостью – это позволяет им приобрести очередную порцию наркотических средств. Проституция выступает как форма социальной адаптации не только для взрослых, но и для некоторых детей. Для детей, переживающих постоянное насилие в семье, в частности сексуальное, секс становится для них привычным образом жизни, способом заработать деньги на своём теле.
В конце XIX в. рядом исследователей проституции была выдвинута гипотеза о том, что причина данной социальной проблемы коренится в генетической обусловленности некоторых женщин. Данные женщины представляют собой некую вырождающуюся особь, которая объективно существует, но признаки ее не так очевидны как, например, идиотов. По мнению исследователей данного направления, в общей массе населения есть особи, дегенерирующие, вырождающиеся, как во всем живом. Это и есть постоянный «резерв» проституции, и именно поэтому справиться с ней невозможно. Антропометрические и биолого-физиологические исследования испытуемых в рамках данной концепции обнаруживают среди прочего, интереснейшие черты личности этих женщин, а именно: «бедный эмоциональный мир, погашенное материнское чувство, отсутствие стыдливости и альтруизма, лживость, тщеславие, моральную неразвитость и неумение планировать». К данному направлению принадлежат такие мыслители как А.Н. Федорова, В.М. Тарновский, Н.А. Краинский.
Вообще, стоит отметить, что подход к социальным проблемам как к патологии является исторически первым для исследования многих проблем. С ним связываются имена таких ученых как С. Смит, Ч. Ломброзо. В его основе лежит органическая аналогия, социальные проблемы представляют собой препятствия «нормальной» работе социального организма, своего рода болезнь или патологию, при этом истоки социальных проблем усматриваются в изначальной, подчас «врожденной» неспособности ряда индивидов к «нормальному» поведению. «Изучение проституции с точки зрения общественной патологии, проявление которой она, несомненно, составляет, должны совершаться по тем же законам, по каким врачи исследуют и используют болезни отдельных лиц». Проституция в рамках данного подхода является болезнью общества, при этом исследователь оставляет за скобками вопросы, связанные с тем, что считать нормальным и что патологическим. Данное разграничение является само собой разумеющимся.
Продолжая рассмотрение идей В.М. Тарновского, отметим, что, по его мнению, проститутками являются женщины, в генах которых заложена патология, то есть наследственность определяет отклоняющееся подведение проститутки, и поэтому проституция, разврат никогда не исчезнут.
Противоположный подход часто называют социологической школой. К последней принадлежали многие ученые. Примечательно, что социологи пытались привлечь внимание общественности к проблеме в начале прошлого века примерно так, как это делалось в начале перестройки.
В своей работе С.С. Шашков использует такую метафору проституции, как социальная болезнь. Она характерна для многих исследователей не только дореволюционной России, но и, как мы убедимся, для дискуссии, начавшейся в восьмидесятых годах. Однако, в данном случае это только метафора, аналогия из медицины. Взгляды С.С. Шашкова нельзя отнести к подходу социальной патологии, поскольку он все-таки отдает предпочтение социологическому объяснению корней этой болезни: «…Мало сострадания и снисходительности к тем женщинам, которых социальная необходимость заставляет торговать своим телом…».
Автор выдвигал следующие факторы, порождающие проституцию: рабство женщины, семейный деспотизм, «содержание громадных армий», но в тоже время и «грубая чувственность, необлагороженная цивилизацией». То есть, прослеживается размытость, непоследовательность в представлениях С.С. Шашкова, который примешивает факторы В.М. Тарновского, но в тоже время, противопоставляет свой подход антропологической школе.
Идеи С.С. Шашкова в некотором смысле близки к подходу, известному в западной социологии под названием социальной дезорганизации. В рамках данного направления считается, что социальные проблемы появляются и обостряются тогда, когда в обществе происходят какие-то значительные сдвиги, изменения. Если общество находится в процессе социального изменения, то оно является дезорганизованным, соответственно уменьшается влияние существующих социальных правил поведения на индивидуальных членов группы, нарушается некое равновесие, порядок. То есть проблемы являются побочным эффектом для процесса социального изменения. Такие идеи можно найти в социологических взглядах У. Томаса и Ф. Знанецкого.