Смекни!
smekni.com

Социологические подходы к рассмотрению личности (стр. 3 из 4)

Социальная роль - модель поведения, объективно заданная позицией личности в системе общественных и межличностных отношений.

Социальный статус – определенное место личности в общественной иерархии, обусловленное происхождением данного человека, его профессией, возрастом, полом, семейным положением.

Каждый статус, а у любого человека множество статусов, как естественных (национальность, социальное происхождение, место рождения), так и приобретенных (образование, профессия, квалификация и т.д.) – требует выполнения определенных социальных функций и "ролевых предписаний".

Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа, отражающим значимость тех или иных позиций личности. Возможность изменить свой социальный статус позволяет человеку наиболее полно реализовать свои способности. Сторонники ролевой концепции личности, как западные (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Т. Шабутани, Р. Мертон), так и отечественные (И.С. Кон, В.А. Ядов), широко используют аналогично актеры и роли. При этом они часто ссылаются на слова из пьесы Шекспира "Как вам это понравится":

Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той:

Младенец, школьник, юноша, влюбленный, солдат, судья, старик.

Сейчас с каждой эпохой количество ролей увеличивается, и каждая роль требует от человека определенного поведения. Принятие личностью той или иной роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие социальной роли потребностям личности в самореализации. Создание благоприятных социальных условий ведет к тому, что при сохранении внешне ролевой окраски социального поведения, оно будет регулироваться не столько предписанием, сколько осознанной целеустремленностью и гибким творческим использованием объективных и субъективных ресурсов для достижения социально-значимой цели.

Принятие роли также означает, что действующее лицо готово представить себя на месте другого человека и вести себя в соответствии с этим представлением. Конфликты и противоречия между людьми, как полагают социологи, происходит от того, что люди не понимают ролей друг друга. Для преодоления этих конфликтов и противоречий необходимо осознание прав и обязанностей по отношению друг к другу.

Поскольку деятельность личности осуществляется через выполнение целого ряда социальных ролей, в научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция. Автор этой концепции - Д. Морено (1892 – 1974) и Р. Мертон – американские ученые. Они определили личность как функцию той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Они выявили, что процесс реализации ролей зависит от факторов:

- биопсихологических возможностей человека, которые могут способствовать или тормозить выполнение той или иной социальной роли;

- личностного образца, определяющего комплекс идеальных черт, которые индивид должен проявлять при выполнении роли, а также комплекс идеальных способов поведения, которые группа ожидает от человека;

- характера роли, принятой в группе, и характера социального контроля, призванного следить за выполнением членами группы ролевого поведения;

- структуры группы, ее сплоченности и степени идентификации индивида с данной группой.

Оценка ролевой концепции личности дана в работе Дж. К. Хоманса "Возвращение к человеку". В ней он пишет, что практически, а не в философском смысле, вопрос заключается не в том, законно ли рассматривать роль как основную единицу анализа, и не в том, существуют ли ролевые институты реально, а в том, привела ли теоретическая программа функционализма к объяснению социальных явлений, включая результаты самого функционального анализа. Вопрос не в том, мог ли достичь этого функционализм, а в том, достиг ли он этого сегодня. На этот вопрос Хоманс отвечает отрицательно.

Интересна на наш взгляд ролевая концепция американского социального психолога Дж. Г. Мида (1863-1931). Он сделал акцент на механизмах "научения роли", освоения ролей в процессе межличностного взаимодействия (интеракции). Интеракционистский подход к концепции личности основан на методологическом принципе, согласно которому, ни личностные факторы, ни условия внешнего окружения не могут в полной мере объяснить поведения человека. В качестве основной детерминанты поведения человека выступает процесс постоянного взаимодействия между этими факторами, а так как процесс взаимодействия социологами понимается не всегда одинаково, то в рамках интеракционизма возникло несколько различных направлений - теорий ограниченного применения. Результатом исследований Д. Мида стала концепция "обобщенного другого". "Обобщенный другой" - это ценности и стандарты, которые разделяются некоторой группой, формируют у членов этой группы индивидуальный "Я – образ". Индивид оценивает свои действия и наружность в соответствии с представленными оценками его "обобщенного другого", как бы смотрит на себя со стороны. Осознание "обобщенного другого" предполагает два других процесса, без которых оно невозможно: "принятие роли" и "исполнение роли". "Принятие роли" - попытка принять на себя поведение личности, которая находится в другой ситуации или выполняет другую роль. Например, участники детских игр принимают на себя другие роли, например, папы, мамы, учителя. "Исполнение роли" - действия, связанные с действительным ролевым поведением.

Особенно важную роль такой процесс играет в раннем развитии ребенка, т.к. именно через то, как его воспринимают, формируются его идеи и представления о самом себе, которые затем выстраиваются в стабильную концепцию собственной личности. Дж. Г. Мид выделит три стадии формирования "Я":

1) Имитация – копирование поведения взрослых без понимания его смысла.

2) Игра - воспроизведение поведения взрослого в игре, что в отличие от предыдущей стадии, уже предполагает понимание смысла разыгрываемой роли.

3) Коллективные игры – этап, на котором ребенок начинает осознавать ожидания не только одного конкретного человека, но и всех представителей группы, воплощенных в образе обобщенного и безличного другого.

Поддерживает эту ролевую концепцию еще один представитель символического интеракционизма Ч. Х. Кули. По его мнению, отличительной чертой личности является характерный тип чувства, которое называется "чувство моего" (myfeeling) или "чувства присвоения" (senseofappropriation) . Кули исследовал процесс постепенного понимания личностью отличие своего "Я" от других личностей. В результате он пришел к выводу, что становление концепции "собственного Я", во-первых, предполагает длительный и противоречивый процесс, во-вторых, не может осуществляться без других личностей, т.е. без социального окружения. Это и есть его концепция "Зеркального Я". Каждый человек, по мнению Ч. Х. Кули, строит свое "Я", основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Существует два восприятия "Я":

1) восприятия "Я" через самого себя;

2) восприятия "Я" в отражении других.

Мы используем представления других о нас самих как зеркало и судим о самих себе по тому отражению, которое там обнаруживаем.

"Зеркальное Я" включает три компонента":

1) восприятие индивида другими;

2) реакция других на индивида;

3) восприятие индивида, реакции на него.

Правда существует опасность неверного истолкования мнений, которые мы получаем от других, т.е. от искаженного зеркала. Например, люди часто принимают и поддерживают те высказывания о себе, которые им приятны, но которые в действительности оказываются лестью. Точно также человек может отнести критику начальника на свой счет и принять ее близко к сердцу, считая, что она справедлива тогда, как это просто проявление плохого настроения.

При помощи отношений с другими, через принятие их оценок человек выясняет для себя, умный он или глупый, привлекательный или нет, достойный или никчемный. Подобная оценка не обязательно соответствует реальности, но имеет огромное значение. Кули отмечает, что уже в возрасте шести месяцев ребенок неодинаково реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение.

При марксистском подходе к изучению личности упор делается на социальную обусловленность ее природы и деятельности. Исходным моментом здесь является теоретическое положение К. Маркса о том, что сущность человека "есть совокупность всех общественных отношений". Сущность же "особой личности" составляет не ее физическая природа, а ее социальное качество, т.е. общественно – значимое качество, присущее многим людям. Таким образом, личность с точки зрения этого подхода рассматривается как реализованная в индивиде интеграция социально – значимых черт и общественных отношений данного общества

Немецко-американский психолог К.Левин (1890-1947) разработал в 1936 году принцип взаимодействия личности со средой, в которой различал среду физическую и психическую. Ученый считал, что поведение зависит не от прошлого и не от будущего, а от поля настоящего. По его мнению, физическая и социальная среда реально выступает для субъекта в виде психологических феноменов. Поэтому для разных индивидов объективное окружение представляется различным, в зависимости от его личностной значимости.