Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Негосударственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
"Университет Российской академии образования"
Красноярский филиал
Социология
Контрольная работа
Социологические подходы к рассмотрению личности
Студентка 2 курса
психологического факультета
Группа 2-21
Петрова Ольга Германовна
Проверил:
преподаватель:
Ворошилов В.А.
Красноярск 2008 г.
Содержание
Введение
1. Понятие личности в социологии. Соотношение природного и социального в личности
2. Проблема типологизации личности
3. Социологические концепции личности
Заключение
Список литературы
Введение
Среди субъектов социальной жизни приоритетное место принадлежит личности. Личность рассматривается социологией не в терминах индивидуально неповторимых (это задача психологии), а в терминах социально - типических черт. Иными словами, в социологии личность – типичный представитель большой социальной группы, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов и отношений.
Слово "личность" употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность новорожденного". Мы всерьез не говорим даже о личности двухлетнего ребенка. Личностью не родятся, личностью становятся. От личности требуют, прежде всего, самостоятельности, умения брать на себя ответственность, т.е. отвечать за собственные поступки. Самостоятельность обнаруживает себя через инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать свое поведение и подчинять его единой жизненной стратегии.
Проблема личности является одной из центральных в системе современного социологического знания. Ею также занимаются и другие науки: философия, право, психология, этика, эстетика, педагогика. Каждая из них в соответствии со своей спецификой, рассматривает какую – либо из сторон деятельности человека. Личность выступает объектом социологии. Но и сама личность влияет на общество, выступая субъектом общественных отношений.
Таким образом, выделяется социология личности – отрасль социологического знания, имеющая предметом своего изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально – исторического процесса, ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей.
Итак, целью нашей контрольной работы являются рассмотрение разных подходов к личности как к социальной системе, элементу социальных общностей и социальных институтов.
Исходя из этого, выделяем следующие задачи:
1) рассмотреть личность как субъект общественных отношений, типологизацию личности;
2) проследить воздействие общества на личность в процессе социализации, воспитания и образования;
3) подробно рассмотреть и сравнить существующие теории и концепции личности.
Глава 1. Понятие личности в социологии. Соотношение природного и социального в личности
Социология не рассматривает личность во всем ее многообразии, а изучает ее типичные характеристики. Социологическая теория личности оперирует понятиями "индивид", "человек", "личность", "индивидуальность". В обыденном языке эти понятия иногда используются как синонимы, но в научном плане они не отождествляются.
Понятие "индивид" используется наукой, чтобы подчеркнуть биологическую природу человека, то, что он произошел от животного и никогда не освободится от свойств, присущих животному миру. В этом случае мы смотрим на человека с точки зрения его физических и духовных способностей, которыми обладает человеческий организм.
Понятие "человек" служит для обозначения представителя человеческого рода в отличие от мира животных, причем акцент делается на социальной природе человека, т.е. на тех общих чертах, которые выделяют человека из животного царства.
Понятие "индивидуальность" обычно сопрягается с такими эпитетами, как "яркая", "творческая". Это понятие случит для выражения самобытности человека, оригинальности его мышления и чувствования.
В понятии "личность" принято выделять два взаимосвязанных аспекта:
1) то, что характеризует принадлежность человека к обществу, коллективу, т.е. черты, которые присущи многим людям;
2) то, что характеризует особенность человека, порожденную различиями в условиях жизни, деятельности, природными задатками, что определяет относительную автономность человека.
Значит, "личность" - это любой конкретный человек с присущими ему социально – обусловленными индивидуально – выраженными чертами.
Поскольку сущность человека выражается через его социальные качества, постольку личность помимо индивидуальных характеристик предполагает определенную меру социализации человека. А вот какая это личность, всецело зависит от самого человека, от его места и роли в жизни общества, от направленности его деятельности.
Личность есть относительно поздний продукт общественно – исторического и онтогенетического развития, специальное человеческое образование. Биологическая природа человека является базисом развития его социального мира.
Все психологические науки исходят из принципа общественной детерминированности и активности личности. На этом общая психология ставит точку. Социология же, пользуясь определением личности, ("выясняет, каким образом, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальное влияние, с другой, реализует свою социальную сущность")1. Социологический подход к личности выявляет, каким образом сформировались социально – типические черты, почему в одних условиях жизнедеятельности личности они выражены в большем объеме, а в других, иные социальные черты возникли вопреки принадлежности человека к данной социальной группе, к социальной среде.
Значит, в социологии акцент делается на выявление социальных качеств, социальных типов личности. Именно в структуре сознания и деятельности отдельных индивидов, которых изучает социолог (например, путем опроса или наблюдения), отражается общее и особенное социальных систем, общностей, групп, к которым они принадлежат.
Исходя из этого: личность – это социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально – значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного воздействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения.
В социологии понятие "личность" играет не всегда центральную, но очень важную роль. Обязательным субстратом "социального" является индивид, как носитель биологических и психологических особенностей. Социология чаще оперирует понятием "индивид". Эта традиция сложилась еще в рамках классической социологии Э. Дюркгейма.
Еще М.Вебер заметил, что такой подход явно не достаточен. Однако понимание личностного у М. Вебера ограничивалось выделением специфических мотивов и основанных на них типах действий.
Т. Парсонс сделал еще один шаг вперед – ввел в социологию понятие "ценности" и "культуры", которые рассматривал как атрибуты личностного.
Личность – индивид, который является носителем не только биологических и психологических особенностей, но и социально – значимых качеств. Понятие "личность" подчеркивает надприродную сущность человека, то есть то, что не детерминировано генетически и биологически. Личность можно рассмотреть как типичного носителя норм, ценностей, традиций определенной социальной группы. Однако отказ принимать ценности не отменяет того, что некто является личностью. Скорее наоборот, "бунтарь" в нашем сознании в большей степени является личностью, чем человек, покорно подчиняющийся существующим нормам. Следовательно, и принятие норм и ценностей, и протест против них являются свойствами личности. Личность формируется во взаимодействии внутренних побуждений и внешних ограничений. При комплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных положений:
1) личность присуща каждому человеку;
2) личность есть то, что отличает человека от животных (членораздельная речь, целенаправленная деятельность);
3) личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;
4) личность есть индивидуальная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.
Социально значимые черты и качества личности это:
- социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации;
- ценностные ориентации и установки, на основе которых формируется поведение личности.
При исследовании процессов взаимодействия человека и общества личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но и как субъект социальных отношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности оказывать обратное воздействие на социальную среду. В качестве первичного источника деятельности личности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром. Согласно классификации американского исследователя А. Маслоу (1908 – 1970), все потребности образуют иерархическую структуру, нижний уровень которой составляют физиологические потребности и потребности в безопасности, а высший – социальные, престижные и духовные потребности.2
Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. Интересы, преломляясь через жизненные ориентации, приводят к формированию мотивов деятельности личности. Механизм мотивации