В теоретической социологии Сорокин выделял три основных раздела: социальная аналитика (социальная анатомия и морфология), социальная механика, т.е. изучение социальных процессов, социальная генетика, т.е. теория эволюции общественной жизни. Позднее он выделил четвертый раздел – социальную политику, чисто практическую, прикладную дисциплину, формулирующую установки и средства, пользуясь которыми можно достичь цели улучшения жизни общества и человека.
В другой связи Сорокин подразделял социология на общую и специальную. Общая социология – это теория о родовых свойствах, отношениях и закономерностях социокультурных явлений. Она, в свою очередь, подразделяется на общую структурную социологию и общую динамическую социологию. Специальная социология – это теории структуры и динамики соответствующего класса социокультурных явлений, изучаемых в их родовых и повторяющихся аспектах и отношениях (демографическая, аграрная, экономическая социология и т.д.).
По мнению Сорокина, важнейшими характеристиками (признаками) любого общества являются социальная стратификация и социальная мобильность. Социальная стратификация – это выделение социальных слоев и изучение социального неравенства в их положении; система социального неравенства, включающая иерархически организованные и взаимосвязанные социальные слои. Это постоянная характеристика любого организованного общества. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей. Феодализм и олигархия, по утверждению Сорокина, продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократиях уравнителей. История показала, что нестратифицированное общество с «подлинным равенством» всех членов есть миф, который никогда не может быть реализован на практике; он остается лишь знаменем эгалитаристов и левых радикалов.
Социальная мобильность – это изменение положения людей в рамках системы социальной стратификации. Она есть естественное состояние общества и включает в себя не только социальные перемещения индивидов или групп, но и социальных объектов (ценностей), т.е. всего того, что создано или видоизменено человеком. Мобильность различается по направленности (восходящая и нисходящая), по форме (коллективная и индивидуальная), по интенсивности и масштабности. Существуют также вертикальная мобильность – перемещение индивидов, социальных групп из одной страты (слоя) в другую, при котором существенно меняется их социальное положение, и горизонтальная мобильность – переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне. Вертикальную мобильность Сорокин рассматривал в трех аспектах, соответствующих трем формам социальной стратификации (политическая, экономическая и профессиональная): внутрипрофессиональное и межпрофессиональное перемещение, политическая циркуляция и продвижения по «экономической лестнице». При этом он различал социальную мобильность в т.н. «нормальные» периоды относительной общественной стабильности и в периоды социальной дезорганизации (войны, революционные периоды, голод и т.д.). Если в «нормальные» времена мобильность является процессом постепенным, регулируемым определенными твердыми правилами, то в периоды «великих бедствий» характер мобильности приобретает черты хаоса.
Центральной темой всего творчества Сорокина является социокультура и ее динамика. В широком смысле «социокультура» – это весь тот суперорганический мир, вся та новая вселенная, которые были сотворены человеком. Ее составными частями являются:
1) бесконечно богатая идеологическая вселенная смыслов, объединенных в системы языка, науки, религии, философии, права, этики, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, драмы, экономических, политических и социальных теорий и т.д.;
2) т.н. материальная культура, представляющая собой воплощение всех этих смыслов в биологической среде, начиная с простых орудий и кончая наисложнейшим оборудованием, книгами, картинами и т.д.;
3) все скрытые и открытые действия, церемонии, ритуалы, поступки, в которых индивиды и группы индивидов осуществляют и применяют тот или иной набор смыслов.
Центральным принципом системы социокультуры является понятие «ценность». Ценность, по Сорокину, есть основа всякой системы. Социокультура – творение человека, но и сам человек является продуктом определенной социокультуры, усвоившим от рождения основных ценности. Все люди вступают в систему социальных отношений под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных (рефлекторных), биосознательных (голод, жажда) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Общество способно производить значения, нормы, ценности, существующие внутри сознательных, конструирующих общество членов. Поэтому понять любое общество и охарактеризовать его можно лишь путем
проникновения в существо присущей ему системы ценностей.
В узком смысле «социокультура» – это одна из цивилизаций. Смена различных цивилизаций составляет исторический прогресс. Каждая цивилизация как социокультура неповторима и уникальна. Она переживает период зарождения, расцвета и упадка. Система ценностей устаревает и меняется, ей на смену приходит другая, коренным образом меняющая социомир. Социология Сорокина носит название интегральной. По Сорокину, интегральный подход в равной мере применим при описании индивидуального типажа или культурной ценности. Любой индивид вписан в систему культурных ценностей – значений – норм, а его бессознательные мотивы и биосознательные стимулы контролируются и подчиняются его социосознательному «эго». Культура также становится интегральной лишь тогда, когда общество добивается успеха, балансируя и гармонизируя энергию людей, отданную на службу Истине, Красоте, Добру. Подобный «интегрализм» характеризуется логикозначимой взаимосвязью всех существенных компонентов личности или культуры. Модель «интегральной» культурной сверхсистемы дает значительно больше для полноценного и адекватного определения и описания культуры, чем традиционные социологические, антропологические или культурологические методы. По Сорокину, базовые факты социологии ментальны по своей природе, а поэтому могут быть поняты лишь в категориях человеческого социокультурного универсума как чего-то целого. Отсюда вытекают три отличительные системы истины: истина веры, разума и чувств. Все они частью ложны, частью истинны. Интегральная истина ближе всего стоит к абсолютной истине.
8. Теория социального обмена
Во второй половине XX века в американской социологии получает распространение теория социального обмена (или социального действия) – направление в современной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования. Авторами этой теории стали Дж. Хоманс (1910 г.р.) и П. Блау (1918 г.р.).
Согласно Хомансу, социология явилась результатом естественного развития психологии, поэтому в социологии в конечном счете возможен только один тип объяснения – психологический. Вследствие чего центральной категорией его социологии является категория социального действия. Понять закономерности социального действия – значит решить главную задачу социологии. Социальное действие, по Хомансу, это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. Для объяснения механизма социального действия Хоманс предлагает использовать пять основных гипотез. Первая гипотеза – гипотеза успеха – гласит: если при совершении определенного действия человек получает награду, он стремится это действие повторить. Чем чаще действие вознаграждается, тем с большей вероятностью человек воспроизводит это действие. Соответственно, действия, которые не вознаграждаются, не имеют тенденции к повторению. Если ранее вознаграждаемое действие при повторении не вознаграждается, то оно больше не воспроизводится. В этом случае говорят, что способ поведения «гасится».
Гипотезу успеха Хоманс дополняет введением еще одной переменной – регулярности получения вознаграждения. Если какое-либо действие вознаграждается регулярно, через определенные промежутки времени, то тенденция к повторению этого действия слабее, чем в том случае, когда вознаграждение нерегулярно. Вторая гипотеза – гипотеза стимула – основывается на том, что деятельность человека разворачивается не в пустом пространстве, а в конкретных ситуациях. Характеристики ситуации, или «сопутствующие обстоятельства», – обстановку, время – Хоманс называет стимулами.
Гипотеза стимула гласит: если в определенной ситуации определенное действие было успешным, то в будущем в похожей ситуации, в аналогичной обстановке человек будет вести себя сходным образом. Эта гипотеза основана на способности человека к обобщению (генерализации), что означает: однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях.
Третья гипотеза – гипотеза ценности – состоит в том, что не все награды, не все результаты действия имеют для человека одинаковое значение. Отсюда чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность соответствующего действия.