Возраст служит критерием занятия / оставления социальных ролей, эта связь может быть прямой и опосредованной (временем для получения образования, без которого не занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других – фактическими (возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.
Взаимоотношения возрастных слоев / групп связаны с определенными социально-экономическими процессами.С одной стороны, в обществе происходит постоянное распределение / перераспределение индивидов определенных возрастов по соответствующим социальным системам и ролям. Оно определяется объективными потребностями социальной системы – разделением труда, наличием рабочих мест и социальных функций и реализуется с помощью социальных механизмов. С другой стороны, встречный процесс социализации, сущность которого заключается в усвоении индивидом на каждом этапе умения принимать и усваивать новые и оставлять старые социальные роли (или приспосабливаться к их изменению).
Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой – достижение социальной зрелости – общественного положения, социального статуса. Но в разных обществах это происходит по-разному, и социальное взросление не совпадает с физическим [5].
Юность – переломный момент, то особое сочетание внутренних и внешних процессов развития и обусловливают и динамику психологического становления человека как индивида и личности. Предполается 2 процесса: натуральный ряд (биологическое созревание) и социальный ряд (становление как личности). Социализация – это те влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, поведению в коллективе. Наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) по временным рамкам не совпадают.
Социально-психологический ряд. Главными понятиями в анализе юности являются – социализация и социальная роль. Важные особенности юношеского развития определяются сменой ролей. Укрепляется независимость от привычных авторитетов, перемещение центра его общения и компании сверстников, возрастает значимость мнений и оценок других людей, приводящая к сдвигам, обусловленным как культурным, так и социальными факторами. Изменение образа жизни приводит к переосмыслению Я-концепции при интенсивном процессе социализации. Путь юношеского развития – это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряженный с метаниями, неуверенностью, конфликтами. В детстве роли определяли взрослые, с наступлением юности ― задача самостоятельного выбора и интерпретации ролевого поведения [4].
Особенности идентификации – обособления в контексте проблем личности. В теории психосоциального развития Эриксон обосновал идеи стадий развития личности. Юность, по Эриксону, отличается внутренней готовностью к уподоблению себя значимому другому на основании эмоциональной связи с ним. Как писал Э. Эриксон, переживание психической или сущностной идентичности в юношеском возрасте развивает личность в высшей степени. Идентификация в юности отличается от первичной идентификации ребёнка с матерью и отцом. В юности вторичная идентификация происходит через рефлексию и эмоции. Идентификация обеспечивает субъекту присвоение свойств и качеств реального человека. Позволяет преобразовывать себя по образцу, эталону, когда юношеская сензитивность к социальным образцам позволяет в высшей степени достигать самоотождествления с образцом. Согласно Э. Эриксону, осознание себя требует психологической взаимности, соответствия между представлениями человека о себе и тем, как его воспринимает окружение. Утверждение Эриксона о связи самовоспитания с социальной реальностью имеет большое значение. Если молодой человек не принят отдельным лицом, это мешает в утверждении собственного Я. Идентификация в контексте социального пространства личности в юности показательна. Сейчас молодой человек ищет, какую идентичность выбрать для себя. Как отмечал Эриксон, в этом периоде происходит либо Я-идентичность либо при неблагоприятном исходе – смешение ролей [9, с. 256].
Учёные пришли к выводу о зависимости особенностей юноши от социальных условий. Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Нет ни одного сложного личностного качества, которое не зависело бы от социально-классовых и средовых факторов.
К социально-экономическим различиям добавляются национальные, этнокультурные особенности. По мнению знаменитого этнографа Рут Бенедикт (1881–1948), сравнивающего всех детей в разных обществах – во многих культурах нет резкого контраста между взрослыми и ребёнком. Дети имеют свои обязанности, включены в труд взрослых, несут ответственность. С возрастом это всё увеличивается постепенно. Ребёнок постепенно учится, и плавно переходит во взрослую жизнь. В обществах с высоким промышленным развитием – период перехода от детства к взрослости протекает иначе, складывается неблагополучная ситуация: в детстве ребёнок усваивает то, что ему пригодится как взрослому. Возникают сложности.
Американский этнограф Маргарет Мид (1901–1978), изучив взросление детей на островах Самоа, Адмиралтейства (1928) и на Новой Гвинее (1930), нашла, что переход к зрелости не сопровождался в этих обществах кризисом или драмой. В неспешном ритме «традиционного» общества подросток включался во взрослую жизнь легко и постепенно.Связывая характер межпоколенных отношений с темпом общественного развития и типом семейной организации, она различает в истории человечества три типа общества: постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у старших, конфигуративные, где и дети, и взрослые учатся у равных, сверстников, и префигуративные, где старшие и обучают детей и сами учатся у них.Постфигуративная культура преобладает в традиционном, патриархальном обществе, которое учится главным образом на опыте прежних поколений, ориентируясь на традицию и ее живых носителей – стариков.Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт поколений недостаточной. Конфигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого на современность. Она ориентируется на современников, равных по возрасту / опыту.Префигуративная культура ориентируется на будущее. Старшие больше прислушиваются к мнению молодежи [7].
Концепция Мид схватывает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития, подчеркивая, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя информационный поток от родителей к детям и встречную тенденцию: молодежная интерпретация современной социальной ситуации и культурного наследства оказывает влияние на старшее поколение. Существенное различие в структуре семьи, положении подростков и характере их взаимоотношений со старшими имеется и между народами нашей многонациональной страны[2].
Таким образом, можно сказать: чем выше темп исторического развития, чем больше социально значимых изменений осуществляется в единицу времени, тем заметнее различия между поколениями, тем сложнее механизмы трансмиссии, передачи культуры от старших к младшим и тем избирательнее, селективнее отношение младших к своему социальному и культурному наследию.
Заключение
Трудность в определении границ юности, как возрастного периода в едином цикле человеческой жизни, можно объяснить неравномерностью в соотношении физического созревания организма и психического развития, что сказывается на разновременном становлении умственной, нравственной и трудовой зрелости.
Как полагал Ананьев, юность является продуктом общественно-исторического развития человечества, которая в цивилизованном обществе с высоким уровнем материального обеспечения становится более продолжительным возрастным периодом жизни.
По-разному происходит процесс взросления, достижения зрелости юношами, процесс социализации обучающимися в общеобразовательной и профессиональной школе, в разных этнических культурах и в разных промышленных обществах.
Главными понятиями в анализе юности являются – социализация и социальная роль. Важные особенности юношеского развития определяются сменой ролей. Путь юношеского развития – это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряженный с метаниями, неуверенностью, конфликтами.
Таким образом, социогенетические концепции рассматривают развитие ребёнка как результат воздействия «внешней» социальной среды.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука. – 1977.
2. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX‑начала XX веков: Половозрастной аспект традиционной культуры. – Л.: Наука. – 1988.
3. Гримм Г. Основы конституционной биологии и антропологии. М.: 1967.
4. Кон И.С. Психология ранней юности/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.neuro.net.ru/sexology/
5. Кон И.С. Социология личности. М.: 1999. – 365 с.
6. Петрановская Л., Широкова М. Юность / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pro mama.ru/
7. Степанова Е.И. Ранняя юность и начало профессионального становления.
8. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс. – 1994. – 467 с.
9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: 1996.
10. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издат. центр «Академия», 2006. -608 с.