Фуко Мишель Поль (1926–1985) – французский социолог, философ, историк науки, один из основоположников французского структурализма. Основным вкладом Фуко в социологию является его историко-культурная концепция, методологически родственная структурной антропологии К. Леви-Строса. Фуко ставил перед собой задачу преодоления субъективистской ограниченности западной исторической мысли и возможно более объективного воспроизведения социальных феноменов прошлого. Первые работы Фуко посвящены социологическому исследованию душевных и прочих заболеваний. В трактате «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» (1966) Фуко стремился исследовать гораздо более широкую социокультурную систему – от раннего Возрождения до наших дней. Здесь метод Фуко – индукция от описания отдельных явлений культуры к обобщенному определению «системы мысли» («эписистемы»), отраженной этими явлениями. В дальнейших работах Фуко отходит от концепции качественной прерывности «эписистем», нащупывая пути исторической динамики. Он занимается проблемой соотношения знания и власти. Знание, по мнению Фуко, не только связано с властью, является не только продуктом породившего его общественного уклада, но и инструментом его разрушения, свержения власти.
Основные труды: «История безумия в классический век» (1961), «Надзор и наказание» (1975), «Воля к знанию» (1976), «Пользование наслаждениями» (1984), «Забота о себе» (1984).
Труды на русском языке, рекомендуемые для чтения:
Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
Бергер Питер Людвиг (р. 1929) – американский социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания, видный идеолог неоконсерватизма. Социология знания Бергера в значительной степени обусловлена феноменологической социологией Щюца, символическим интеракционизмом Д.Г. Мида, а также социологической традицией Дюркгейма и Вебера. Главные работы Бергера посвящены разработке феноменологической социологии знания, социологии религии, теории модернизации и развития стран «третьего мира». В работе «Введение в социологию» Бергер показал взаимосвязь между «человеком в обществе» и «обществом в человеке». Впоследствии идеи этой книги использовались Бергером при разработке (совместно с Т. Лукманом) феноменологической социологии знания. Занимаясь социологией религии, Бергер стремится показать взаимосвязь между религией и конструированием человеком социальной реальности, проследить процесс секуляризации в исторической перспективе, понять роль и значение религии в современном мире. Единственным выходом из «кризиса секуляризма» (безрелигиозности современного мира) Бергер считает индуктивный подход к интерпретации религиозной истинности. Этот подход представляет собой историко-феноменологический метод исследования религиозных феноменов (отправным пунктом этого метода является человеческий опыт, а не божественное откровение, а цель его – поиски сущности христианства). В результате контакта с «третьим миром» Бергер пришел к выводу о необходимости диалога с различными религиями.
В разработанной им теории модернизации Бергер доказывает, что капитализм и модернизация являются благом для стран «третьего мира» (при этом Бергер осуждает модернизацию Китая времен «культурной революции» и Бразилии в 1960–1970 гг.; обе эти модели модернизации, проведенные в рамках социалистической и капиталистической идеологии, он считал неприемлемыми из-за колоссального количества жертв).
Основные труды: «Введение в социологию» (1963), «Священная завеса» (1967), «Слухи об ангелах» (1969), «Пирамиды жертв» (1975), «Капиталистическая революция» (1986).
Труды на русском языке, рекомендуемые для чтения:
Социальное конструирование реальности (совместно с Т. Лукманом). М., 1995.
Осипов Геннадий Васильевич (р. 1929) – российский социолог, академик РАН, директор Института социально-политических исследований РАН, Президент Академии социальных наук. Осипов был организатором и инициатором проведения первых в СССР конкретных социологических исследований.
Научно-исследовательская деятельность Осипова ведется по следующим направлениям: теоретико-методологические проблемы социологии; предмет и структура социологического знания; методология и методика социологических исследований; применение математических методов в социологии; история социологии. Осипов внес значительный вклад в разработку методологических основ изучения новейших направлений философско-социологической мысли (теории неомарксизма, теорий технократии и менеджеризма, теорий структуры функционирования и социального конфликта).
Основные труды: «Автоматизация в СССР» (1961), «Социология» (1969), «Теория и практика социологических исследований в СССР» (1979), «Принципы социологии» (1988), «Социология и социализм» (1990).
Ядов Владимир Александрович (р. 1929) – российский социолог, доктор философских наук, профессор. Создатель ленинградской социологической школы. С 1989 г. – директор Института социологии Российской академии наук.
Основные направления научной деятельности: методология социологических исследований, социология и социальная психология личности, социология труда, социология науки, общетеоретические тенденции в современной социологии, теория социальных изменений. Наиболее известные исследования, выполненные под руководством Ядова: «Человек и его работа» (1967), «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности» (1979), «Социально-психологический портрет инженера» (1977).
Основные труды: О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. Самара, 1995.
Вопросы для самоподготовки
1. Что такое научная парадигма?
2. Чем отличаются подходы классической науки, неклассической и постнеклассической (модернистской) науки?
3. Как определяется объект научного исследования?
4. Каковы особенности познающего субъекта и как они влияют на результаты социологического познания ?
5. Чем характеризуется научный инструментарий социологии?
6. Какие методы социологического исследования Вы знаете?
7. Что такое методология исследования?
8. Какова роль изучения контекстов социальных действий, явлений, процессов?
9. Что Вы знаете о значении интерпретации результатов социологического исследования?
10. Дайте определение объекта и предмета современной социологии.
11. Что такое метод?
12. Дайте определение науки социологии.
13. Назовите и охарактеризуйте методы получения информации в прикладном социологическом исследовании.
14. Что такое «выборка» и «генеральная совокупность»?
15. Можно ли провести социальный эксперимент?
16. Классифицируйте методы эмпирического исследования.
Литература
1. Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Екатеринбург, 1993. Вып.2.
2. Алтухов В. Смена парадигм и формирование новой методологии // Общественные науки и современность. 1993. № 1.
3. Алтухов В. Контуры неклассической общественной теории // Общественные науки и современность. 1992. № 5.
4. Андрющенко Е.Г., Дмитриев А.В., Тощенко Ж.Т. Опросы и выборы 1995 года // Социологические исследования. 1996. № 6. С. 3–18.
5. Астафьев Я.Г. Постмодернизм в познании общества // Политические исследования. 1992. № 3.
6. Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. 1993. № 1.
7. Баскакова М.Е., Здравомыслова О.М. Интервью на заданную тему // Социологические исследования. 1993. № 5.
8. Бауман 3. Социология постмодернизма. Лекция. М., 1991.
9. Бекарев А., Пик Г. Несколько слов в защиту диалектики // Общественные науки и современность. 1996. № 1. С. 171–175.
10. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении / Пер. с англ. В.М. Корзинкина и Ю.В. Семенова. М: Изд-во иностр. лит., 1961. 895с.
11. Белановский С.А. Методика и техника документального интервью: уч. -метод, пособие. М., 1993.
12. Бочкарева В.И. Становление социологии в России, основные направления ее развития // Социально-политический журнал. 1993. № 4.
13. Буданцев Ю.Л. Системность в изучении массовых информационных процессов. М., 1986.
14. Бурдье П. Оппозиция современной социологии // Социологические исследования. 1996. № 5. С. 36-49.
15. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М.: Высшая школа, 1989.
16. Васильев В.П. Методология и методика конкретных социологических исследовании средств массовой информации и пропаганды: Учебно-методическое пособие. М., 1986,
17. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Избранные произведения. М., 1990.
18. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. 1991. №6.
19. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.
20. Давыдов А.А. Анализ одномерных частотных распределений в социологии: эволюция подходов // Социологические исследования. 1995. № 5.
21. Давыдов А.А. Социология как метапарадигмальная наука // Социологические исследования. 1992. № 9. С. 85-87.
22. Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л.: Наука, 1979.
23. Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 3–10.
24. Илле M.E. К вопросу о предмете социологии // Социально-политический журнал. 1994. № 11-12.
25. Ильин B. В. Социология как фундаментальная наука // Социологические исследования. 1994. № 3.
26. Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений // Социологические исследования. 1993. № 10.
27. Лакутин O.В. Качественная и количественная информация в социологии // Социологические исследования. 1992. № 8.
28. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. ред. В. Г. Андриенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990. Кн.1, 2.
29. Миронов А.В., Панферова В.В., Субасев Н.С. Методология, методика и техника конкретных социологических исследований // Социально-политический журнал. 1994. № 9–10.