Основные труды: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914), «Проблемы социального равенства» (1917).
Труды на русском языке, рекомендуемые для чтения:
Система социологии. В 2 т. М., 1993.
Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Основные черты русской нации // О России и русской философской культуре. М., 1990.
Общие черты и различия между Россией и США // Социологические исследования. 1993. № 8.
Луман Никлас (р. 1927) – немецкий социолог-теоретик, ведущий представитель функционального анализа и системной теории в социологии, теоретик права.
Ранние работы Лумана посвящены обоснованию программы «радикализованного функционализма». В центр исследования Луман ставит отношения системы с окружающей средой, а функционально эквивалентные способы решения возникающих при этом проблем получают общую точку отсчета: различие в комплексности (сложности) между системой и средой. Редукция комплексности совершается системой в трех измерениях (сообразно тому, как выступает для нее в качестве проблемы комплексность мира): предметном, временном и социальном. Однако, по Луману, это ведет не к снижению, а к повышению комплексности (из-за усложнения воздействия системы на окружающий мир). В 70-е гг. Луман сосредоточивает усилия на разработке теории общества, которое рассматривается им как условие возможности взаимодействия многочисленных социальных систем. Трудности увязки воедино разных положений теории разрешаются Луманом за счет выделения и разведения в качестве взаимонезависимых трех «супертеорий»: системной, эволюционной и теории символически генерализованных средств коммуникации.
Труды на русском языке, рекомендуемые для чтения:
Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. Почему необходима «системная теория»? // Там же.
Бурдье Пьер (р. 1930) – французский социолог. Социология Бурдье сформировалась под влиянием К. Маркса, М. Вебера. Основными понятиями социологической теории Бурдье являются: поле, habitus, «символическое насилие», «незнание». По Бурдье, общество – это совокупность отношений, складывающихся в различные поля, каждое из которых имеет специфические типы власти. Habitus – это структуированное социальное отношение; habitus, структуируя восприятие, мышление и поведение, воспроизводит социально-культурные правила, «стили жизни» разных социальных групп. «Символическое насилие» – необходимая функция власти (власть осуществляет «символическое насилие», навязывая свою систему значений и иерархию ценностей). Легитимность власти предполагает «незнание», бессознательное принятие людьми господствующих ценностей и установок. (Согласно Бурдье, «незнание» есть искаженное и мистифицированное знание.) «Структурная мистификация» включает в себя механизмы мистификации, не осознающиеся самими субъектами, поэтому свобода субъекта, полагает Бурдье, иллюзорна. Система категорий Бурдье должна объяснять воспроизводство оппозиции господство – подчинение в обществе. Бурдье приходит к выводу о классовом характере культуры, искусства и образования. Согласно Бурдье, классы различаются не только положением в системе экономических отношений, но и наделены собственным «стилем жизни», выражающим форму их приспособления к социальной структуре, означающего у Бурдье борьбу различных классов за власть. Господствующий класс состоит из ряда групп, представляющих экономические, политические, религиозные культуры, «капитал», стремящихся мобилизовать поле власти в собственных интересах.
Труды на русском языке, рекомендуемые для чтения:
Начала. М., 1994. Социология политики. М., 1993.
Вопросы для самоподготовки
1. Что такое человек как «общественное существо»?
2. Особенности человека, способствующие социализации и возникновению сообществ.
3. Какие теории происхождения общества Вы знаете? Чем они различаются?
4. Чем отличаются традиционные общества от современных?
5. В чем состоит деперсонификация социальных отношений в общностях современного типа?
6. Каковы основные критерии выделения общности?
7. Что такое социальная идентификация? Чем различаются идентификация и самоидентификация, индивидуальная и групповая социальная идентификация?
8. Расскажите о номинальных и реальных социальных группах.
9. Назовите основной критерий зрелости социальной общности.
10. Раскройте понятие «социальный субъект».
11. Каковы особенности поведения общностей?
12. Дайте определение социальной маргинальности.
13. В чем заключается социальная мобилизация? Какими способами она достигается?
14. Дайте определение «социальной элиты». Какие бывают элиты? Каковы механизмы их видоизменения?
15. Чем различаются массы и толпы?
16. Что движет людьми при объединении в общность? Какие на этот счет есть социологические теории?
Литература
1. Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства // Общественные науки и современность. 1996. № 1. С. 105–114.
2. Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание – и направления для дальнейших исследований // Политические исследования. 1995. № 3.
3. Атоян А.М. Социальная маргиналистика // Политические исследования. 1993. № 6.
4. Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России. М., 1992.
5. Бхаскар Р. Общества // Социологос. М., 1991.
6. Батунский М.А. Православие, ислам и проблемы модернизации в России на рубеже XIX–XX веков // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 81–90.
7. Беккер Д. В обществе – об обществе // Социологос, М., 1991.
8. Белл Д. Постиндустриальное общество // Америка. 1977. № 9.
9. Бородин Е.Т. Современная социология общества в контексте истории // Социально-политический журнал. 1992. № 1.
10. Бредли Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России // Общественные науки и современность. 1994. № 5.
11. Бюрократия и общество. М., 1991.
12. Вайдкун П. Трудовое общество движется к своему концу: Современная мировая религия в тупике // Общественные науки. РЖ «Социология». Сер. 11. 1992. № 2. С. 54–58.
13. Валлерштайн И. Капиталистическая цивилизация // РЖ «Социология». 1993. № 3–4.
14. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
15. Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984.
16. Вишневский О. На полпути к городскому обществу // Человек. 1992. № 1.
17. Гелбрейн Д. Экономика и цели общества. М., 1978.
18. Гелбрейт Д. Новое индустриальное общество. М., 1969.
19. Громов Л. Что же определяет общественное саморазвитие? // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 10. С. 134–137.
20. Дмитриев А.В., Степанов Е.И., Чумиков А.Н. Российский социум в 1995 году: конфликтологическая экспертиза // Социологические исследования. 1996. № 1. С. 6–24.
21. Дряхлов Н.И. Традиции и модернизация в современной России // Социологические исследования. 1992. № 10.
22. Зарубина Н.Н. Самобытный вариант модернизации // Социологические исследования. 1995. № 3.
23. Зимин А. И. Европоцентризм и русское национальное самосознание // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 55–62.
24. Зиммель Г. Экскурс по проблеме: как возможно общество? // Вопросы социологии. 1993. Т. 2. № 3. С 16-26.
25. Иванов В.Н. Реформы и будущее России // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 21-27.
26. Капусткина Е.В. Социальные реформы в России: история, современное состояние, перспективы // Социально-политический журнал. 1995. № 1.
27. Кистяковский Б.А. Общество и индивид // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 103-114.
28. Козлова Н.Н. Будем ли мы жить во «всемирной деревне»? // Будем ли мы жить во «всемирной деревне»? М., 1994.
29. Коллингвуд Р. Дж. Новый Левиафан, или человек, общество, цивилизация и варварство // Социологические исследования. 1991. № 11. С. 97–114.
30. Красильщиков В. Ориентиры грядущего? Постиндустриальное общество и парадоксы истории // Общественные науки и современность. 1993. № 2.
31. Крозье М. Основные тенденции современных сложных обществ // Социально-политический журнал. 1992. № 6–7.
32. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5. С. 3–23.
33. Лейн Д. Перемены в России: рост политической элиты // Социологические исследования. 1996. №4. С. 30-39.
34. Лоббизм в России // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 54–63.
35. Лоббизм в России: этапы большого пути // Социологические исследования. 1996. № 4. С. 3-11.
36. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С. 25-42.
37. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социологос. М., 1991.
38. Лурье С. Культурно-психологические факторы распада крестьянской общины // Человек. 1992. № 4.
39. Манхейм К. Человек и общество в век преобразования. М., 1991.
40. Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994.
41. Моисеев Н.Н. О механизмах самоорганизации общества и месте Разума в его развитии // Социально-политический журнал. 1993. № 8.
42. Моисеев Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность // Политические исследования. 1993. № 3.
43. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с фр. М.: «Восточная лит.» РАН, 1996. 360 с.
44. Нэсбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. М., 1992.
45. Общество в процессе преобразований: Проблемы и тенденции (Сводный реферат) // Общественные науки. РЖ «Социология». Сер.11. 1992. № 2. С. 128–138.
46. Общество частных лиц (за «круглым столом» обсуждаются проблемы защиты прав граждан) // Человек. 1994. № 2.
47. Осипов Г.В. О концепции и стратегии социального развития России // Социально-политический журнал. 1993. № 8.
48. Павленко Ю.В. Раннеклассовые общества: генезис и пути развития. Киев, 1989.
49. Парсонс Т. Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения // РЖ «Социология». 1993. № 3–4.
50. Перегудов С.П. Гражданское общество: «трехчленная» или «одночленная» модель // Политические исследования. 1995. № 3.
51. Пивоваров Ю.А. Мировая урбанизация и Россия на пороге XXI века // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 12–22.
52. Прохоров Б. Общество и общественное здоровье // Человек. 1993. № 5.