Смекни!
smekni.com

Социология (стр. 12 из 20)

Основными определяющими факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д.

На следующем - межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.

На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий.

В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.

Рассмотрим различные подходы к описанию механизмов социализации. Так, согласно Э. Фромму, при различных способах социализации, указанных в левой части, возникают, соответственно, пять способов адаптации к социуму:

мазохистский - рецептивный,

садистский - эксплуатируемый,

деструктивный - накопительский,

конформистский - рыночный,

продуктивный - духовный.

Э. Фромм считал, что доминирующий тип социального характера совпадает с типов самоотчуждения личности на различных исторических этапах развития общества, делая тем самым акцент на биопсихологических факторах.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Что изучает социология личности?

2.Как определяется понятие «личность» и какое значение имеет это определение для теории и практики?

3.В чем заключается суть психологических теорий личности?

4.Попытайтесь выделить основные моменты в ролевых теориях личности.

5.Что общего и в чем различия между ролевой и статусной концепциями личности?

6.Раскройте содержание концепций личности Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мида.

7.В чем заключается практическая значимость социальной типологии личности?

8.Какую роль занимает процесс социализации в становлении и развитии личности?.

9.Что понимается под менталитетом россиянина и как он может повлиять на формирование личности человека?

7. НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ

Древнегреческое слово «этнос» имеет около 10 значений: народ, толпа, племя, масса и т.д.

В этнографической литературе под «этносом» принято понимать устойчивую общность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющих свою самобытную культуру, язык, обладающих самосознанием.

В советской социологии и этнографии традиционно считалось, что этническое деление есть разновидность социального и этносы представляют собой целостные системы, неразрывно связанные с социально-экономическими факторами. Следовательно, этнос - явление социальное.

Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этноса: естественно-биологический, социокультурный.

Истоки первого восходят к середине XIX века, и его представители относились к так называемой расово-антропологической школе в натуралистической социологии, о чем мы упоминали в наших предыдущих лекциях. Представители этого направления Ж.А. де Гобино, С. Аммон, Ж. Ляпуж считали, что этнокультурное разнообразие человечества обусловлено генетическими различиями.

Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей четко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной взаимосвязи с другими социальными группами -классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами.


7.1 Социоэтническая концепция Л.Н. Гумилева

Особую позицию в отношении происхождения и сущности этносов занимал наш выдающийся отечественный исследователь, человек интересной и нелегкой судьбы, оригинальный мыслитель Л.Н. Гумилев.

Этнос им рассматривался как биосферное явление, хотя социальные факторы при формировании и функционировании этноса им учитывались. С его точки зрения, этнос - специфическая форма существования Homosapiens, а этногенез - локальный вариант внутривидового формообразования, определяющийся сочетанием исторического и ландшафтного факторов. Основные положения концепции Л.Н. Гумилева кратко можно свести к следующему:

1. Главную роль в формировании этноса играет ландшафт. Этносы всегда связаны с природным окружением благодаря активной хозяйственной деятельности, которая проявляется в двух направлениях: приспособлении ландшафта к себе и себя к ландшафту. Ландшафт определяет возможность этнического коллектива при его возникновении, подсказывает род занятий и определяет культуру возникшей этнической целостности. Коль скоро разнообразны ландшафты, разнообразны и народы. Ландшафт есть тот плавильный котел, который формирует сам этнос.

2.Этнос - коллектив особей, противопоставляющий себя другим коллективам. Принципиальное различие этносов - в стериотипе поведения. Структура этнического стереотипа - строго определенная норма отношений. Эти нормы - в каждом случае своеобразные - негласно существуют. bо всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе в каждой отдельной эпохе как единственно возможный способ общежития, поэтому для членов этноса они вовсе не тягостны. Сила этнического стереотипа поведения огромна, потому что члены этноса воспринимают его как единственно достойный, а все прочие как дикость.

Именно характер поведения определяет этническую принадлежность человека. А раз так, то возникновение нового этноса есть создание нового стереотипа поведения, отличного от предыдущих. Этот стериотип поведения возникает в результате безотчетной деятельности людей, к бессмысленно рассуждать, лучше он или хуже.

3.Этнос - это не просто скопище людей, похожих друг на друга, а система различных по вкусам и возможностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, географической среды, этнического окружения т.е. динамическая система, включающая не только людей, но и элементы ландшафта, культурные традиции и взаимосвязи с соседями.

Первым коллективом после человечества в целом является суперэтнос - группа этносов, возникающих одновременно в одном регионе и представляющих мозаичную целостность: христианский и исламский миры.

В структуру этноса как системной целостности входят субэтносы отличающиеся от прочих манерами, обхождением, способами выражении чувств и т.д., например, в состав русских входят поморы, камчадалы, русско устьинцы, яицские, донские, кубанские казаки; среди мордвы - эрьзя, мокша

4.Объединиться в этнос нельзя, так как принадлежность к нему воспринимается субъектом непосредственно, а окружающими констатируется как факт, не подлежащий сомнению. Следовательно, основе этнической диагностики лежит ощущение. Это ощущение формирует этническое поле. Ребенок, установивший связь с матерью с первым криком и первым глотком молока, входит в ее этническое поле, которое потом лишь модифицируется вследствие общения ребенка с отцом, другими детьми и всем народом. Но поле в начале жизни слабо, и если ребенка поместить в иную среду, то оно перестроится.

5.Этнос - это не состояние, а природный процесс, наблюдаемый этнос - фаза этногенеза. Этногенез продолжается в течение длительного времени, примерно 1200-1500 лет, проходя четыре фазы: возникновение, подъем, упадок, умирание.

6.Источником движения в этногенезе выступает открытая В.И. Вернадским энергия живого вещества биосферы. Эффект этой энергии применительно к этносу - пассионарность.

Пассионарность (страсть) - это способность отдельных особей -(пассионариев) поглощать из внешней среды больше энергии, чем необходимо для поддержания этноландшафтного равновесия организма со средой. Пассионарность - атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в конституции нервной деятельности.

Это подсознательная тяга к деятельности ради собственных иллюзий в ущерб своей жизни. Рост числа пассионариев - это рост количества деятельности, числа событий. Новые люди убеждают своих соплеменников поклоняться новым богам, стремятся покорить новые народы обживают новые земли. Они организуют строительство новых зданий, сочиняют и поют новые песни, пишут поэмы и новаторские научные труды. Все это изменяет не только их собственное поведение, но и поведение окружающих, которых иногда силой, иногда личным примером заставляют подчиняться новой поведенческой культуре. Но со временем пассионарность убывает, энергия растрачивается, появляется все больше субпассионариев, т.е. особей, наделенных малой долей энергии. Если в результате завоевания соседями, разрушительной силы субпассионариев этнос не прекращает своего существования, он переходит в реликтовое состояние и доживает свой век спокойно, медленно угасая ( возможно, в реликтовом состоянии находятся финские народы Поволжья - мордва, мари, история которых тонет в глубине тысячелетий).

7.2 Основные положения традиционной отечественной этносоциологии

Вернемся к первому направлению в отечественной этносоциологии и попытаемся изложить его основные положения.

Согласно данной точки зрения, этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований, зафиксированным в самосознании (этнониме).

Основные положения отечественной этносоциологии: