Смекни!
smekni.com

Социология (стр. 11 из 15)

Смелзер, Нейл, (р. 1930)

Американский социолог, представитель эволюционного функционализма, ученик и последователь Т. Парсонса. Исследовал социально-психологические аспекты коллективного поведения , воздействие различных социальных институтов – политических, правовых, религиозных и других на экономическую жизнь общества. Особое внимание уделяет проблеме социального неравенства. Определяя категорию социального, Смелзер подчеркивает, что не следует забывать о ее содержательном элементе, которым являются понятия равенства, справедливости и свободы.

Смолл, Албион, (1854–1926)

Основатель и первый в мире декан факультета социологии Чикагского университета, основатель Чикагской социологической школы, которая существует и пользуется высокой профессиональной репутацией и сегодня. Полагал, что социальная жизнь определяется взаимодействием шести классов интересов, имеющих субъективный и объективный аспекты, направленных на здоровье, благосостояние, общение, познание, красоту и справедливость. Социология должна давать практические рекомендации в форме «социальной технологии», призванной способствовать совершенствованию социальных институтов.

Сорокин Питирим Александрович (1889–1968)

Русско-американский социолог. После эмиграции из России с 1930 г. профессор Гарвардского университета. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, П. А. Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и видел выход в развитии религиозной «идеалистической» культуры. Один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Центральная тема творчества П. Сорокина – проблема социокультурной динамики. Для Сорокина характерен макросоциологический подход в исследовании: он рассматривает цивилизации и культуры в качестве автономных единиц своего анализа. По его мнению, любое общество можно описать и понять только через призму присущей ему системы значений, норм и ценностей. Эта система является единовременным культурным качеством того или иного общества. Он разработал концепцию ненаправленной динамики общественного развития, оперируя понятиями прогресса, регресса и культуры. Выступил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический типы общества сольются в некое интегральное общество, которое «объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа».

Спенсер, Герберт (1820–1903)

Английский философ, социолог, психолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии, идеолог либерализма. Представитель социального эволюционизма, процесс эволюции рассматривал как движение от простого к сложному. Внутри сознания выделял различные чувствования, к которым относил ощущения и эмоции, объединяемые посредством ассоциативного процесса. Развил механическое учение о всеобщей эволюции; в этике – сторонник утилитаризма. Внес значительный вклад в изучение первобытной культуры.

Тард, Габриэль (1843–1904)

Французский социолог, один из основоположников социальной психологии. Он сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является мозг индивида. Коллективное сознание он считал функцией, а не фактором индивидуальных сознаний. Задачу социологической науки Тард видел в изучении законов подражания, благодаря которым общество, с одной стороны, поддерживает свое существование в качестве целостности, с другой – развивается по мере того, как в различных областях социальной действительности возникают и распространяются изобретения.

Тахтарев, Константин Михайлович, (1871–1925)

Выдающийся русский социолог, специализировался в области генетической социологии. Он являлся организатором и первым директором первого в России социологического исследовательского института. В 1916 г. он становится одним из организаторов Социологического общества имени М. М. Ковалевского, с 1917 г. преподает в Петроградском университете, в 1919 г. создает исследовательский институт, впоследствии переименованный по его инициативе в Социологический институт.

Толстой, Лев Николаевич, (1828–1910)

Главная особенность его социально-политических взглядов заключалась в приоритете нравственных ценностей.

Томас, Уильям Айзек, (1863–1947)

У. Томас сформулировал концепцию социальной ситуации, которую он делил на три важнейшие составные части: объективные условия, заложенные в существующих социальных теориях и ценностях; установки индивида и социальной группы; формулирование существа ситуации действующим индивидом. В совместной работе с Ф. Знанецким У. Томас детально исследовал именно систему социальных установок и показал, что конфликты и социальная дезинтеграция с необходимостью возникают в случаях, когда индивидуальные определения ситуации личностью не совпадают с групповыми ценностями.

Тоффлер, Алвин (р. 1928)

Американский социолог и футуролог, публицист, общественный деятель. В яркой, образной и критической форме он показывал обострение социальных противоречий научно-технической революции. Провозглашает близость «супериндустриального общества», путь перехода к нему А. Тоффлер видит в гуманизации всех сфер жизни современного человека на основе повсеместного внедрения новейшей компьютерной (третьего поколения) техник, которое позволит перейти от стандартизированного массового обслуживания к максимально индивидуального.

Туган-Барановский, Михаил Иванович, (1865–1919)

Выделил пять основных групп интересов человека, среди которых наиболее важными для социального развития являются психологические, эгоальтруистические и религиозные. Согласно концепции Туган-Барановского, классовая борьба действует лишь в сфере экономических интересов человека и общества, но не применима к тем сторонам человеческой жизни, которые лежат вне экономики. Классовая борьба – это не что иное, как борьба за распределение продуктов в обществе.

Фромм, Эрих, (1900–1980)

Представитель неофрейдизма. Один из представителей Франкфуртской критической школы. Предметом рассмотрения у Фромма являются законы и принципы действия субъективного, человеческого фактора в общественно-историческом процессе. Э. Фромм считал, что общество выполняет не только отрицательную, репрессирующую функцию, но и «творческую». Одна из центральных в творчестве Э. Фромма – проблема отчуждения. В современном обществе отчуждение носит тотальный характер и не связано с той или иной социальной группой; огромная часть становится объектом манипулирования со стороны других людей и их символов. Вследствие своего отчужденного характера современное общество характеризуется фрустрацией экзистенциальных потребностей (ощущение утраты смысла) и, по определению Э. Фромма, неуклонным превращением в «цивилизацию манипулируемых масс». Уделял большое внимание роли бессознательного, говоря о том, что «нет такой вещи, как бессознательное; есть только те чувства, которые мы осознаем, и те, которые не осознаем».

Хабермас, Юрген, (р. 1929 г.)

Немецкий философ и социальный теоретик, представитель неомарксизма. Наиболее влиятельный мыслитель Германии. Представляет второе поколение Франкфуртской школы. Наиболее фундаментальным. Предложил типологию социального действия, противопоставляемую им веберовской типологии. Одним из центральных для Ю. Хабермаса является понятие жизненного мира, обозначающее сферу непосредственного взаимодействия индивидов. Указывал на необходимость переосмысления роли государства и идеологии в период «позднего капитализма». Уделял внимание проблемам гражданского общества и демократии. Подверг критике постмодернистские концепции.

Хоманс, Джордж Каспар, (1910)

Американский социолог и социальный психолог, один из авторов теории социального отбора. Исходной единицей анализа Хоманс считает «элементарное социальное поведение», то есть непосредственные контакты между индивидами, и на этой основе стремится осмыслить функционирование социальных систем различного уровня. Социальное поведение Хоманс исследует на основе теорий, заимствованных из психологии поведения и экономической концепции обмена. Описывая социальное поведение, как универсальный обмен и формулируя правила «справедливого обмена», Хоманс фактически предполагает существование единого внеисторического набора ценностей и условий свободной конкуренции.

Чижевский Александр Леонидович (1897–1964)

Советский ученый. Представитель географической школы космического направления. Изучал влияние циклов солнечной активности на земные процессы. А. Л. Чижевский пришел к выводу, что усиление солнечной активности приводит к резким изменениям в жизни общества – кризисам, бедствиям, революции.

Чичерин, Борис Николаевич, (1828-1904)

Теоретик государства и права, социолог и историк, публицист и общественный деятель. Центральная идея социальной концепции Б. Н. Чичерина – приоритет государства, центральной администрации по отношению к обществу, общественным ассоциациям и союзам в ходе развития России. Главной целью необходимых России государственных реформ он считал придание гибкости и мобильности окостеневшим структурам власти. Согласно Б. Н. Чичерину, революции являются примером движения ради движения, когда общество освобождается от прежних форм жизни, но не создает необходимых условий для развития новых органических его начал.

Шпенглер, Освальд, (1880–1936)

Немецкий философ. Представитель философии жизни; философ истории и культуры; социальный философ и публицист, автор известного труда «Закат Европы», в котором пророчил неминуемую гибель западноевропейской цивилизации. Философия истории Шпенглера строится на основе специфического истолкования культуры, которая рассматривается, во-первых, не как единая общечеловеческая культура, а как расколотая на 8 типов, каждый из которых вырастает на основе своего собственного уникального «прафеномена» – способа «переживания жизни»: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя, также пробуждающаяся русско-сибирская культура; во-вторых, – как подчиненная жесткому ритму, определяющему основные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат». На основе этой ритмики в пределах общего «цикла» эволюции каждой из вышеупомянутых культур выделяются два главных этапа: этап восхождения культуры – собственно «культура» и этапы ее нисхождения – цивилизация; первый из них характеризуется «органическим» типом эволюции во всех сферах человеческой жизни – социальной и политической, религиозной и этической, художественной и научной; второй – «механическим» типом эволюции, представляющим собою «окостенение» органической жизни культуры и ее распад.