Смекни!
smekni.com

Социология (стр. 8 из 15)

Дюркгейм, Эмиль, (1858–1917)

Французский социолог-позитивист, один из основателей современной социологической теории. Является одним из основоположников структурно-функционального анализа наряду с М. Вебером и В. Парето. Первый профессор социологии во Франции. Предметом социологии Э. Дюркгейм называл социальные факты, которые не могут существовать без людей, но и не существуют в конкретных индивидах. Социальные факты, являющиеся коллективными представлениями и действиями, нужно изучать «как вещи», то есть как объекты изучения любых наук. Природа и характер социальной связи лежат в основе механической и органической солидарности. Он разработал концепции коллективного сознания, аномии. Эта ситуация может быть результатом любого резкого изменения социальной структуры (например, при внезапных экономических подъемах или спадах).

Заславская Татьяна Ивановна, (р. 1927)

Советский экономист, академик АН СССР (1981). Основные труды по формам оплаты труда в колхозах, социально-экономическим проблемам трудовых ресурсов, миграции сельского населения.

Зиммель, Георг, (1858–1918)

Немецкий философ, культуролог и социолог, представитель «философии жизни». Выступил основоположником так называемой формальной социологии. Предметом социологии считал формы социального взаимодействия людей, сохраняющиеся при всех изменениях конкретного исторического содержания. В русле такого подхода Г. Зиммель анализировал социальную дифференциацию, социальные формы (договор, конфликт, конкуренция, авторитет, подчинение, ранг и т.д.), отношения, возникающие в малых группах. В «Философии денег» дол социально-психологический анализ роли денег в развитии безличных отношений между людьми как предпосылки развития личности и индивидуальной свободы.

Знанецкий, Флориан Витольд (1882–1958)

Польско-американский социолог. В работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» впервые применил понятия «личностные установки», ценности, а также методы изучения личных документов (писем, дневников, автобиографий). Один из основателей теории социального действия. Общество есть культурная система, состоящая из социальных, экономических, технологических и других подсистем и изучаемая совокупность культурных наук. Социальные системы, исследуемые социологией, Знанецкий делил на четыре подсистемы: действия, отношения, личности и группы.

Кант, Иммануил, (1724–1804)

Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. По его мнению, условие познания – общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности.

Кейнс, Джон, (1883–1946)

Английский экономист и публицист, основоположник кейнсианства. Основные принципы этой теории сформулированы под воздействием экономического кризиса 1929-1933 и направлены на регулирование капиталистической экономики для обеспечения бесперебойного процесса общественного производства. Основные цели кейнсианства – поддержание «эффективного» спроса и «полной» занятости.

Кин, Дж.,

Английский политолог. Один из авторов понятия «социалистическое гражданское общество». Предложил более широкое представление о гражданском обществе, которое не сводится к проблеме взаимоотношения между ведущими классами в рамках одной формации. Он выходит на более общие общецивилизационные проблемы. В их числе проблема демократизации общества, соотношения свободы и подчинения индивида обществу, становление нового типа свободы – контролируемой и упорядоченной на основе политического разума.

Кингсли, Чарльз, (1819–1875)

Английский писатель и публицист. Представитель «христианского социализма».

Ключевский Василий Осипович, (1841–1911)

Русский историк. Научные труды по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии.

Ковалевский Максим Максимович, (1851–1916)

Русский историк, юрист, социолог эволюционистского направления, академик Петербургской академии наук (1914). Выступал как последователь сравнительно-исторического метода и позитивизма. Центральное место в его творчестве занимала идея социального прогресса, сущность которого он видел в росте солидарности социальных групп, классов и народов. М. М. Ковалевский ввел в социологию плюралистическую концепцию. Одним из первых он поставил вопрос о том, недопустимо искать некий один фактор в качестве первопричины социального развития. Фундаментальным вкладом М. М. Ковалевского в развитие социологии была его концепция социальной замиренности, под которой он понимал расширение человеческой солидарности. Согласно этой концепции уровень социального развития общества, этноса, любой группы, цивилизованности зависит от того, насколько искоренены конфликты из жизни этого этноса или социальной группы. Нормальное развитие общества, по его мнению, идет пути расширения границ этой замиренности. Сначала она возникает на уровне семьи. Именно здесь впервые устанавливаются более человеческие, более теплые отношения. Затем она распространяется на общину, в частности на сельскую общину, впоследствии и на более широкий этнос. После его смерти в 1916 году было создано российское общество социологов, названное его именем.

Козер, Льюис, (р. 1913)

Американский социолог. Один из основоположников функционалистской модификации теории социального конфликта. В отличие от Р. Дарендорфа он трактует социальный конфликт не столько как деструктивный фактор, сколько как импульс социального развития и даже социального сплочения (групп в процессе межгруппового конфликта). Критикуя «равновесную» концепцию, свойственную эволюционному функционализму Т. Парсонса, Л. Козер исходит из тех классических постулатов, что и последний (они выдвигались Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем и др.). В соответствии с этими постулатами процесс социальной дифференциации и рост независимости индивидов и структур ведут к углублению социального конфликта, но одновременно возрастают гибкость социальных институтов и их способность справляться с последствиями конфликта. Таким образом, Л. Козер сближает теорию конфликта с теорией эволюционного функционализма.

Коркунов, Николай Михайлович, (1853-1904)

Принципиально различал закон и указ. В методологическом плане он являлся противником волюнтаризма и считал, что в основе права лежит не воля, но интерес правомочного. По Коркунову, право разграничивает интересы, а государство – это не носитель прав, но юридическое отношение, существующее между всеми индивидами, проживающими на одной территории, а предметом этих отношений является государственная власть, то есть такая сила, которая возникает в психике подданных, в осознании ими своей зависимости.

Сам Коркунов называл свои методологические позиции субъективистским реализмом, пытаясь занимать независимую позицию в споре между позитивизмом и идеализмом. Эти принципы он достаточно успешно применил в своей в высшей степени оригинальной теории государства и права, однако не совсем последовательно в определенной сущности права.

Конт, Огюст, (1798–1857)

Французский философ и социолог, один из основоположников позитивизма и социологии. Полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдения и эксперимент. Рассматривал общество как органическую целостность, индивида – как абстрактную. В основе общественной жизни лежит эгоизм индивидов, который обуздывается государством, выступающим органом социальной солидарности. Разделил социологию на «социальную статику» и « социальную динамику». Основа позитивистской социологии – «порядок и прогресс». Основными элементами общества О. Конт считал семью, кооперацию, базирующуюся на специализации, и государство. Рассматривал прогресс как закон общественной эволюции.

Кропоткин, Петр Алексеевич, (1842–1921)

Создатель социальной доктрины анархизма, крупный географ, изучавший Сибирь и Манчжурию, обосновавший теорию оледенения Евразии. П. А. Кропоткин считается основателем концепции анархического коммунизма. Для него анархия является и методологическим, и социально-нравственным ключом к пониманию сути развития естественного и общественного бытия, поскольку в государстве и его институтах он видел главную причину социального угнетения, эксплуатации и несправедливости.

В своей концепции Кропоткин не только отрицал государство, но и разрабатывал конструктивные принципы создания безгосударственного общественного устройства. Методологическая основа этих построений – «синтетическая теория», заменяющая гегелевскую диалектику «строго научным индуктивным методом», основанным на эволюционизме и анархизме. Его идеал анархического коммунизма тесно связан с законом взаимной помощи, которая и позволит создать федерацию свободных производственных общин. Его идеи получили значительное распространение и развитие в Западной Европе, особенно в Испании, а также в Латинской Америке, Индии, Китае.

Кули, Чарльз Хортон, (1864–1929)

Американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Исследовал главным образом малые группы и формирование личности; ввел различение первичных групп (семья, соседство и др.), считая их основными ячейками общества, и вторичных общественных институтов (классы, нации, партии). Предметом социологии, по Кули, являются социальные факты, которые он определил как «представления представлений».