Лавров, Петр Лаврович, (1823–1900)
Российский философ, социолог, публицист, один из идеологов революционного народничества. Является одним из крупных социологом первого этапа становления социологии в России. Сторонник субъективного метода в социологии. Развиваемое им направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Социология, по Лаврову, теснейшим образом связана с историей. Социолог должен практиковать субъективный метод, то есть уметь стать на место страждущих членов общества. Понимание общества воплощено в теории прогресса. П. Л. Лавров считал, что ведущей силой, «органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм». Побудительными причинами деятельности человека называет обычай, аффекты, интересы и убеждения. С возникновением критических личностей начинается историческая жизнь человечества.
Ленин, Владимир Ильич (1870–1924)
Политический деятель, основатель Советского государства. В. И. Ленин исследовал развитие капитализма в России, дав обоснование империализма как высшей стадии капитализма. Ленинское учение об империализме свидетельствовало о растущей глобализации общества. Эту глобализацию Ленин предлагал не сдерживать, а взять над ней контроль и заставить ее работать в марксистских целях. Тем самым Ленин предложил свой проект марксистской глобализации.
Он сформулировал концепцию государства, имевшую важное значение для развития советского общества XX века. В. И. Ленин доказывает со ссылкой на Маркса и Энгельса, что государство не средство взаимосогласования интересов различных социальных сил, а продукт непримиримости классовых противоречий и орган подавления; сила, стоящая над обществом и все более отчуждающая себя от него. Отсюда вывод: «Пролетариату нужно… государство… устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать».
Леонтьев, Константин Николаевич, (1831–1891)
Был человеком большой духовной культуры. Он ратовал за духовное возрождение некоторых сторон византийской жизни в русской культуре. Его идеалами были монархия и православие. Государство он представлял мужественным, строгим, но добрым по отношению к своим подданным. В эго трудах расписано, как желательно было бы обустроить жизнь России, каковы наиболее приемлемые формы общественного бытия страны. Леонтьев называл себя принципиальным, идейным консерватором, утверждая следующие главные ценности: реально-мистическое, строго церковное и монашеское христианство византийского и отчасти римского типа; крепкую и сосредоточенную государственность; красоту жизни в самобытных национальных формах.
Он считал, что человечество и отдельные его части проходят три состояния: первоначальной простоты (подобно организму в утробе и младенчеству); положительного расчленения (развитый цветущий возраст) и смесительного упрощения и уравнения, или вторичной простоты (дряхлость, смерть и разложение). Для Европы первый этап – это переселение народов, второй – Средние века и начало новых, третий – век Просвещения и Великой французской революции.
Свой общий идеал К. Н. Леонтьев формулировал следующим образом: государство должно быть пестро, сложно, крепко, сословно и с осторожностью подвижно, вообще сурово, иногда до жестокости; церковь должна быть независимее нынешней, иерархия должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее; быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от Запада единстве; законы, принципы власти должны быть строже; люди должны стараться быть лично добрее – одно уравновесит другое; наука должна развиваться в духе глубокого презрения к своей пользе.
Лазарсфельд, Пол (Пауль) Феликс, (1901–1976)
Австрийско-американский социолог, разработавший проблематику методологии социальных наук и применения математических методов в социальном познании. Основным критерием истинности научного знания у Лазарсфельда выступает принцип верификации (свидетельство, удостоверение в подлинности). Он впервые ввел в методику социологического исследования ряд новых методов: панельный метод, который он впервые использовал при обработке результатов избирательной кампании 1940 года в США; латентно-структурный анализ. Выдающийся организатор Колумбийской школы, придавшей ей мировое значение.
Лебон, Гюстав, (1841–1931)
Французский социолог, социальный психолог и антрополог, доктор медицины, автор трудов по теоретическому и экспериментальному естествознанию. Отстаивал принцип расового детерминизма, доказывал неравенство различных рас и ведущую роль расовой принадлежности в развитии цивилизации. Обосновывал преимущества социального устройства, основанного на наследственно-аристократической форме правления и соответствующих привилегиях. Резко критиковал идеи социального равенства, демократии, а также социализма. Все достижения цивилизации, по Г. Лебону, являются результатом деятельности аристократической элиты. Упадок цивилизации он связывал с наступление эры масс, когда все будет решать толпа, инициируемая отдельными вожаками. Разделял толпу на разнородную (уличные сборища) и однородную (секты, классы). Оказал влияние на развитие теорий массового общества и массовой культуры, стимулировал интерес к изучению массовых сообществ и механизмов массового поведения.
Лилиенфельд-Тоаль, Павел Федорович, (1829–1903)
Является одним из первых российских социологов, широко признанных мировым сообществом. В 1897 г. на третьем Международного института социологии он был избран президентом этой профессиональной международной организации. В содержательном плане его социологическая концепция принадлежит к социальному эволюционизму. Вслед за Р. Вирховом, применяя его клеточную теорию к анализу общества, П. Ф. Лилиенфельд считал, что социальная болезнь всегда начинается с перерождения отдельных клеток-инвалидов, а не со всего организма сразу. Затем через косвенные и прямые рефлексы идет передача болезненного явления на весь организм, и процесс этот завершается формированием социальной патологии.
Луман, Николас (р. 1927)
Немецкий социолог, крупнейший теоретик неофункционализма и системной теории в социологии, теоретик права. Предметом социологической науки считает изучение социальных систем. Исходным пунктом его системного подхода является разграничение системы и внешней среды. Элементами социальной системы служат коммуникации между индивидами. Эволюция общества связана с усилением его структурной дифференциации.
Макиавелли, Никколо, (1469–1527)
Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения, основатель новой политической науки. Наряду с судьбой Макиавелли считал второй движущей основой политики и всей истории своего рода личную энергия, которая проявляется как сила, доблесть, предприимчивость самого индивида.
Малиновский, Бронислав, (1884–1942)
Был одним из основоположников современной культурной антропологии, его имя связано, прежде всего, с функциональным анализом первобытных культур. Малиновский применил функциональный подход к человеческому обществу и определил культуру как инструментальный аппарат, с помощью которого человек может справиться с конкретными проблемами окружающего его мира.
Маннхейм, Карл, (1893–1947)
Немецкий философ и социолог. Создатель социологии знания, которая рассматривает познание как дело не мышления, а переживания, являющегося результатом совместной деятельности людей в обществе. Утверждал, что к истинному социальному познанию способна лишь творческая интеллигенция, стоящая вне классов, с которой Маннхейм связывал надежды на сохранение демократии в условиях угрозы фашизма.
Маркс, Карл, (1818–1883)
Социальный мыслитель, философ, экономист. Главное в учении К. Маркса – идея материалистического понимания истории. Эта идея впервые в истории социологической мысли позволила установить, выделив экономические отношения как структуру общества, объективные критерии значимости социальных фактов. С созданием общественных формаций, разработанной К. Марксом, появилась возможность рассматривать каждую стадию общественного развития в ее реальной целостности как особый социальный организм. Социальный детерминизм К. Маркса – это научная теория, объясняющая процессы взаимодействия общества и личности. Выявляя важную роль экономических отношений, К. Маркс не сводит к ним всю совокупность общественной жизни. К основным социологическим характеристикам общества он относит: 1). Расчлененность и структурированность общества как целого; 2). Экономическую структуру как базу групп и типов надстроечных явлений; 3). Изменчивость систем и структур общества.
К творческому наследию К. Маркса обращаются представители таких современных направлений в социологии, как символический интеракционизм, социология конфликта, теория социального обмена, феноменологическая социология, неофункционализм и другие.
Маслоу, Абрахам, (1908–1970)
Американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. Сформулировал иерархическую теорию потребностей, считая фундаментальными такие потребности, неудовлетворение которых вызывает болезнь. Они могут быть физиологическими и психологическими. Психологические потребности не так очевидны, как физиологические. Рассматривал природу человека, разделив ее на низшую и высшую. К низшей части будут относиться инстинкты человека, которые у него общие с животными, а к высшей то, что отличает человека от животного, – его разумность. Хотя теория потребностей А. Маслоу и подверглась широкой критике, но благодаря своим универсальным объяснительным возможностям послужила исходной основой для многих современных моделей мотивации труда и нашла применение в целом ряде организационных нововведений.