При исследовании культуры различают культурную статику и к динамику. Культурная статика — то внутреннее строение культуры, совокупность элементов, которые ее конституируют, и связей между ними. Культурная динамика описывает те изменения, которые претерпевает к при распространении во времени (исторический аспект) или в пространстве (расширение культуры, увеличение числа ее носителей).
Как уже указывалось, термин культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И действительно, русская культура значительно отличается от английской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются при к контактах.
Однако в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные универсалии — это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются. Американский социолог Д. Мердок 1959 г. описал такие универсалии. Он отнес к ним различия между людьми по возрасту, спорт, космологию, гадание, танцы, декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий).
4.Циклические концепции общественного развития
Социальные изменения — это переход общества из иного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение общественной структуры, называют социальным развитием. Различают эволюционный и революционный путь развития.
С понятием социальной эволюции связывают:
• постепенное накопление изменений;
• естественно обусловленный характер этих изменений;
• органический характер процессов, обусловливающий развитие всех процессов на основе естественных функциональных взаимосвязей;
С понятием социальной революции связывают:
• относительно быстрые изменения;
• с направляемые изменения на основе знания;
• неорганический характер процессов;
Существуют три точки зрения на процессы развития общества.
1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд стадий развития, на каждой из этих стадий используются особые способы накопления и передачи, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур.
2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер. В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения опирается на аналогию между обществом и природой, в которой циклические процессы очень распространены (смена дня и ночи, смена времен года, рождение и смерть и т.д.).
3. Нелинейная схема представления социальных изменений возникла в результате критики линейной схемы. Сторонники нелинейного подхода обратили внимание на тот факт, что общество не является совершенно закрытой системой, поскольку взаимодействует со средой. Но не стоит путать с разграничением открытых и закрытых обществ, Линейная же схема предполагает, что общество развивается как замкнутая в себе сущность, не имеющая таких связей с окружающей средой, которые могли бы повлиять на ее развитие.
Соответствующим образом выделяются и циклы в жизни из общества. Так, например, период социальной стабильность сменяется периодом упадка, а на смену периоду упадка приходит период социальной стабильности и т.д. Существует несколько форм циклических процессов.
а) Маятниковые изменения, как это явствует из их названия, аналогичные движению маятника. В качестве примера можно привести спады и периодический рост производства
б) При волновых процессах растет и падает количество каких-то фактов или событий на определенный период времени, например, числа технических нововведений. Принципиально важно, что данная модель не может быть распространена на маятниковые изменения. И действительно, к экономическом росту такую метафору применять трудно.
в) Наконец, в основе спиралевидного процесса лежит принцип возвращение к старому на новом уровне. Так, например, можно провести аналогию между колониальной политикой европейских стран Нового времени, проявлявшейся в первую очередь в виде завоеваний новых территорий и современным американским экономическим «колониализмом», который не стремится к политическому господству над другими государствами (по крайней мере, непосредственно), но делает их зависимыми от американской экономики, совершая инвестирование экономики данного государства, создавая на их территории подразделения своих компаний и т.д.
Другим ярким проявлением циклических процессов в жизни обществ можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации — от возникновения через расцвет к распаду. В качестве основы при осмыслении социокультурных процессов эту идею использовали такие ученые как, Вико, Н. Данилевский, О. Шпенглер и др.
Кроме того, из социальных изменений исключается такая важная характеристика, как их возможная случайность. Существование любой системы представляет собой чередование состояний равновесия и неравновесия: из последних система стремится выйти как можно быстрее, для чего разрабатываются специальные процедуры. Однако история знает множество случаев, когда социальная система была не в состоянии восстановить равновесие при помощи обычных способов. В такие моменты возникает состояние выбора между несколькими различными вариантами, которые не складываются в рамки предыдущего поведения системы, то есть не могут быть предсказаны с точки зрения ее более раннего поведения. Следовательно, процесс социального изменения далеко не всегда логичен и далеко не всегда может быть объяснен при помощи причинно-следственных отношений.
5. Социологическая выборка
Эмпирическое социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надёжной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии. Структура социологии такова, что кроме теоретического уровня специальных социологических теорий. Она включает и эмпирические социологические исследования, которые кроме прочего, выступают важнейшим средством сбора эмпирической информации и для других социальных наук. Результаты эмпирических социологических исследований необходимы для более эффективного управления предприятием (организация управления трудовым коллективом, маркетинга и т.д.), отраслью, страной.
Специфика эмпирического исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов, а научная процедура, в рамках которой использованы специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии, в том числе организация выборки.
Из трёх видов исследования всеобщего, локального и выборочного, последнее используется чаще всего. Поскольку эмпирическое исследование всегда направлено на получение точной и объективной, количественной социальной информации, постольку важно при его проведении обеспечить в первую очередь репрезентативность получаемой информации. Поэтому очень большое значение имеет правильность выборки. Отбор должен проводиться таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала тенденции всей генеральной совокупности. Именно выборочные исследования позволяют совершенно по-иному подойти к изучению социальных и экономических процессов в регионе, обществе в целом.
Для того чтобы более четко разобраться в проблемах выборочных исследований охарактеризуем основные понятия, связанные с их организацией:
единица наблюдения - непосредственный источник информации в социологическом и маркетинговом исследовании, в качестве которого могут выступать отдельный человек, группа лиц, организация, документ и т. п. в зависимости от целей и объекта исследований
генеральная совокупность - вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к проблеме исследования
выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственном изучению в процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала:
Различают три типа выборок:
стихийный отбор, т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Он используется довольно часто, в частности, в почтовых и прессовых опросах. Основной недостаток подобного отбора - невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности. Тем не менее, стихийная выборка используется и с учетом ее экономичности, а также в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно;
вероятностный (случайный) отбор - один из основных, используемых в социологических исследованиях. Главный принцип подобного отбора обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. С этой целью используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор, механический отбор;
стратифицированный отбор, в основе которого лежит построение качественной модели генеральной совокупности, затем - отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейся модели (например, по слоям населения, возрастному, половом признакам и т.д.).
Одна из ключевых проблем, встающих, как правило, перед социологом, решающим: доверять полученным в ходе него данным или нет, это то, сколько же человек должно быть опрошено для того, чтобы получить действительно репрезентативную информацию. К сожалению, единой и четкой формулы, используя которую можно было бы рассчитать оптимальный объем выборочной совокупности, не существует в природе. И объясняется это весьма просто. Дело в том, что определение объема выборочной совокупности — это проблема не столько статистическая, сколько содержательная.
Иными словами, объем выборочной совокупности зависит от множества факторов, связанных с проведением исследования: его целей, содержания, методов и, в первую очередь — от следующих:
•используемые в исследовании методики сбора первичной информации;
•уровень однородности генеральной совокупности;
• цели и задачи исследования;
• требующаяся точность получаемой информации.
Если же имеются все необходимые показатели по генеральной совокупности, то в принципе, как считают некоторые авторы, можно до начала исследования определить и примерный объем выборочной.
Литература
1. Касьянов В.В. Социология. Ростов н/Д., 2003.
2. Маркович Д.Ж. Общая социология. М., 1998.
З. Тощенко Ж. Социология. Общий курс. М., 1999.