Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой. Вовсе не обязательно, что в данный момент времени у одного человека только один статус. Как раз наоборот, их очень много, и гораздо больше, чем мы подозреваем. За каждым статусом – постоянным или временным, основным или не основным – стоит большая социальная группа либо социальная категория.
Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. В общественном мнении вырабатывается, изустно передаётся, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где они ценятся и уважаются более других. Место в такой незримой иерархии – называется рангом. Говорят о высоком, среднем и низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (и тогда она называется межгрупповой) и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая). И здесь место человека выражают тем же термином «ранг» Противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях описывает несовпадение статусов. Оно возникает при двух обстоятельствах:
- когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий;
- когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.
Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно – через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать или защищать.
Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус. Её можно определить иначе – как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль характеризуют социальные нормы – предписанные правила поведения. Роль именуют ещё динамической стороной статуса.
Между статусом и ролью есть промежуточное звено – ожидания людей. Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятся социальными нормами. Если, конечно их рассматривают как обязательные требования. А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями.
Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.
Совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом – ролевой набор. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений.
Термин «отношения» используется как динамическая характеристика – в значении «вступить в отношения». Просто «отношение», или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему. Такую готовность принято называть установкой.
25. Социализация личности
Формирование личность в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов — идентификации и социализации.
Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.
Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны — передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны — их усвоение индивидом. Кроме того процесс социализации подразумевает под собой двоякий процесс: процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств, и процесс внешнего воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека (выраженные в структуре его социальных ролей), субъекты социализации (или агенты социализации — те кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Социальная среда с ее различными сферами (социальной, экономической, политической, культурной и т.д.) является объективным фактором социализации. Т.е. основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом — все то что включает в себя и окружает человека. Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации — целенаправленного и ненаправленного воспитания. Особую роль играет рассмотрение процессов социализации на микроуровне, т.е. в непосредственном окружении человека. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д. Социализация как и любой другой социальный процесс характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии — ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику, и вступают в действие различные
1. Признаки общества.
Категория “общество” - самая широкая абстракция, первичное теоретическое понятие не сводимое к другим.
* - это исторический результат естественно складывающихся отношений людей
* - это самая большая из проживающих на данной территории группа людей, существующая относительно автономно от всей совокупности людей
* - обладает качествами, которыми не обладают составляющие его элементы.
Э. Дюркгейм определял общество, как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.
М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий.
К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий.
Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.
Э. Шилз выделил следующие признаки общества:
1. Оно не является органической частью какой-либо более крупной системы
2. Браки заключаются между представителями данной общности
3. Оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности
4. Оно имеет свою территорию
5. У него есть самоназвание и своя история
6. Оно обладает своей системой управления
7. Оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида
8. Его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.
Признакам Шилза отвечает следующее определение: общество- это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.
Понятие “общество” следует отличать от понятий “государство” (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства)
Общество представляет из себя целостную естественно функционирующую систему. Это означает, что все аспекты его воспроизводства функционально взаимосвязанны и не существуют отдельно один от другого. Такой подход к рассмотрению общества называют функциональным. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т.Парсонса. Кроме функционального различают детерминистский (Марксизм) и индивидуалистический подходы (интеракционизм).
социальные институты (агенты социализации). На первой стадии агентом социализации является прежде всего семья, на второй — школа и т.д. Основным объектом социологии с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи и социализация личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.