Смекни!
smekni.com

Социология и ее функции (стр. 3 из 11)

3 поступательном прогрес­сивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме че­рез учение об общественно-экономических формациях как основ­ных структурах общественной жизни.

4) Применение к анализу общества общенаучного критерия закономерности и причинной обусловленности в развитии увязыва­ется в марксизме с признанием своеобразия развития обществен­ных процессов. Эта увязка нашла свое яркое выражение в концеп­ции развития общества как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не соверша­ется иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятель­ности людей.

5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская соци­ология находится в русле традиционного типа научности и нацеле­на на признание объективности научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориенти­руется на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под ко­торым понимались исключительно интересы пролетариата.Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально- классовых позиций ее авторов

11. Современная западная социология: основные западные направления

Совр Зап Соц (СЗС)- чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Одни из наиболее плодотворных вариантов классификации совр соц направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет 4 основных направления. Первый подход и вытекающая из него социолог традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучение закономерностей высокого порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, кот возвыш над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. К ней относяться прежде всего школа структурно-функц анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф). Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную соц теорию. Сюда относят такие направления, как символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы серединную позицию между двумя первыми походами. Это теория действия, теория обмена. Основатель Сорокин. Четвертый подход – марксистский. Он схож с первым, однако здесь преполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира.

12. Причины, функции и субъекты соц конфликтов.

Причиной соц конфликта может оказаться несовпадение интересов и целей сответст соц групп. Также может стать несовпадение индивидуальных и общественных ценностей. Не менее важным источником конфликтов явл социальное неравенство. Но оно, однако неустранимо, может иметь как положительное значение, так и отрицательное. Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления, можно выделить некоторые функции. Первая ф-ия состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Вторая ф-ия – коммуникативно-связующая. Еще одна позитивная ф-ия конфликта проявляется в том, что конфликт способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой соц изменений. Субъектом соц конфликта явл отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.. Известный специалист Р. Дарендорф к субъектам конфликтов относил 3 вида соц групп:

Первичные группы (непосредственно участники конфликта), вторичные группы (те, кто стремится быть не замешанным в конфликте, но вносит вклад в его разжигание), третьи группы (силы, заинтересованные в разрешении конфликта).

13. Метод фокус-групп в соц исследовании.Фокус-группа – это метод сбора соц. инфы. Даёт достаточно достоверные рез-ты без длит-ой подготовки и существенных затрат на проведение.

Проводится среди 8-12 незнакомых людей, но знакомых с обсуждаемым вопросом. Фокус-группа представляет собой обсуждение определенной проблемы, на котором приветствуется высказывание участниками собственных мыслей, даже споров. Для этого ведущим задаются наводящие вопросы, приводятся цитаты из прессы и т.п., что требует заранее составленной программы. Но также ведущий должен быть готов к неожиданным поворотам в дискуссии, должен уметь улавливать момент, когда разговор уходит «влево», и вернуть беседу в первоначальное русло.

Обычно при проведении фокус-группы используют различную аппаратуру для фиксации слов участников (видеокамеры, диктофоны и т.д.). Полученные сведения затем интерпретируются специалистами, на их основе делаются выводы, подтверждается или опровергается поставленная гипотеза.

14. Обработка, анализ и использование результатов соц исслед.

Анализ завершается подготовкой отчета по результатам проведенн иссл. Отчет включ описание всех основн этапов иссл. Во введении дается развернут хар-ка проблемной ситуац, описывается объект, предмет, цели и задачи иссл. Теоретич раздел отчета включает анализ публикаций по данн проблеме, теоретич анализ основн понятий иссл, теоретич и рабочую модель с необходимыми обоснованиями и выкладками. Процедурно-методический раздел включает обоснование выбора метода исследования, макеты инструментов, расчет и обоснование выборки, а также краткое описание процедур отбора единиц наблюдения. Аналитический раздел содержит результаты анализа полученн данных. В заключительном разделе подволятся итоги иссл и даются рекомендации или технологии управления изучаемым процессом в соотв с целью иссл. В отчет также включают список использ лит источников и приложения.

9.Субъективный метод в социологии русского народничества. П. Лавров, Н. Михайловский.

Заметное влияние на становление и развитие общ-ной мысли в России оказала социология народничества. Виднейшими ее представит были П. Лавров и Н. Михайловский. Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах. В развитии нравственного идеала он видел «единственный смысл истории» и «единственный закон исторической группировки событий».Основную задачу социологии Лавров усматривал в изучении мотивов деят-сти личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных», как он писал, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития. Под солидарностью Лавров понимал «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным». Солидарность -это «общности привычек, интересов, эффектов или убеждений». Все это обусловливает сходство поведения и Деятельности людей. Главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, их идеалы и волю. Основным двигателем истории, по мнению Лаврова, являются действия критически мыслящих личностей, составл передовую часть интеллигенции. Разработку субъективного метода в социологии продолжил Михайловский. Он прямо заявлял, что «объективная точка зрения, обязательная для естествоиспытателя, совершенно непригодна для социологии», что в социологии этот метод бессилен, так как он не бесстрастный наблюдатель и истолкователь тех явлений, которые он исследует. Он неизбежно оценивает их, и не только с познавательных, но и иных, прежде всего нравственных позиций, принимает их или отвергает. Михайловский придерживался мнению о существовании правды-истины и правды-справедливости. Он развивает учение о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. Можно указать на 2 основные стороны субъективного метода в социологии. С 1-ой стороны, этот метод направлен на возможно более полный учет многообразных помыслов и чувств людей, той «критической мысли в человечестве», о которых говорил Лавров. К тому же необходимо учитывать субъективную позицию самого социолога, исследующее те или иные общественные явления. С другой стороны, субъективный метод направлен на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми», т. е. такого общественного устройства, при котором каждая личность, все классы и сословия смогут удовлетворять свои разносторонние потребности, свободно действовать и развиваться. Оба этих мыслителя, выдающиеся представители русского революционного народничества, оказали значительное влияние на развитие социологической мысли в России.