Конкретные социологические исследования проводятся в рамках многих наук с целью:
• получить оперативные данные о процессах общественной жизни;
• выявить отношение людей к этим процессам.
Социология разрабатывает технику и методику этих эмпирических исследований, а также обработки их результатов. Это дает возможность:
• всесторонне рассматривать явления общественной жизни;
• раскрывать их место и роль в социальной системе и обществе в целом;
• выявлять взаимодействие макро- и микропроцессов в жизни общества.
7. Теория позитивизма О. Конта
Французский ученый Огюст Конт – основатель социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе – решал проблему функционирования общества как целостного социального организма. Считал, что общество определяет развитие и деятельность составляющих его субъектов; человек играет ту или иную роль в обществе как социальный субъект, а не как автономно развивающаяся личность. О. Конт вошел в историю науки как основоположник позитивизма. Позитивная философия целиком базируется на данных науки, а не воображении и догадках.
Конт ввел такие понятия:
• социальная динамика – раскрывает механизм функционирования и развития общества;
• социальная статика – для истолкования структуры общества и взаимоотношений социальных институтов.
Согласно О. Конту главное влияние на развитие общества оказывает интеллектуальная эволюция сознания человека. Наука – высшее проявление интеллектуальной эволюции. «Основной закон интеллектуальной эволюции человечества» О. Конта – три стадии развития познавательной деятельности людей, их общественного сознания:
• теологическая стадия;
• метафизическая стадия;
• позитивная стадия.
На теологической стадии развития доминирует религиозная мифология. Явления природы и жизни людей объясняются влиянием сверхъестественных сил.
Происходит переход от политеизма к монотеизму. На метафизической стадии развития место религиозного воображения занимает опытное знание о явлениях внешнего мира и жизни людей. Однако из-за слабого развития науки понятия, отражающие эти явления, довольно абстрактны.
На позитивной стадии развития человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений.
Теологический и метафизический подход к миру сменяются исследованием его законов.
Закономерное и прогрессивное развитие общества, по мнению Конта, подчиняется законам:
• биологическим;
• астрономическим (законам движения небесных тел);
• климатическим;
а также зависит от расового состава населения.
Гармонизация общества – основное условие его стабильности.
О. Конт: гармония в обществе есть «гармония между целым и частями социальной системы», а также согласование всех сторон жизни общества (политической, экономической, духовной и др.). Социальная гармония достигается с помощью науки.
Органическая теория общества Г. Спенсера
Английский мыслитель Герберт Спенсер – последователь позитивистских идей О. Конта, является основателем органической школы в социологии. Суть органической теории общества:
• общество рассматривается как единая система взаимодействия факторов – природных (прежде всего биологических) и социальных;
• все стороны общественной жизни органично взаимосвязаны и не могут функционировать вне данной связи.
Спенсер сравнивал общество с живым биологическим организмом, так как в процессе роста и развития:
• все общества, как живые организмы, увеличиваются в массе;
• и те, и другие усложняются;
• части общества приходят во все большую зависимость друг от друга;
• те и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы постоянно меняются и исчезают (клетки организма – люди в обществе).
С точки зрения Г. Спенсера, социальная эволюция – прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических.
Развитие общества зависит от физической и духовной деятельности индивидов, и наоборот.
В процессе социальной эволюции увеличивается значение коллектив-
ной деятельности людей, изменяются многие функции общества.
В теории эволюции (в том числе социальной) Спенсер выделил следующие основные моменты:
интеграция – переход от простого к сложному;
дифференциация – переход от однородного к разнородному;
возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному.
Согласно взглядам Г. Спенсера на проблемы стабильности общества социальное равновесие есть результат:
приспособительных действий;
гармонии интересов людей и социальных институтов;
компромиссов в действиях людей и социальных институтов.
Распад общества – процесс, обратный социальной гармонизации. Совершается под воздействием внутренних и внешних причин.
Распаду общества способствуют:
снижение эффективности государственных институтов (институт власти, армия и др.);
малоэфффективность деятельности «промышленных классов»; неверные действия политиков и др.
Теория социального реализма Э. Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм – один из наиболее значительных представителей социологического позитивизма конца XIX– начала XX вв. Э. Дюркгейм был сторонником научного метода в социологии, который, по его мнению, заключается в рационалистическом (строго логическом) объяснении явлений общественной жизни.
Утверждал соответствие каждого социального явления определенной потребности общества.
Основные положения доктрины социального реализма, разработанной Э. Дюркгеймом:
• природу социальных явлений следует объяснять социальными же факторами;
• исходным моментом анализа поведения людей является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и социальных институтов.
Социология, по Э. Дюркгейму, есть наука о социальных фактах, то есть идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием людей. Принцип Дюркгейма: «Социальные факты надо рассматривать как вещи». Социальные факты – проявления группового или массового сознания. Их воздействие на людей организовано сознательно и осуществляется через социальные институты (правовые, религиозные и т.д.). Основные признаки социальных фактов:
• объективное существование по отношению к отдельным индивидам, принудительное воздействие на индивидов.
• Учение Дюркгейма о норме и патологии в обществе;
• социальные конфликты – патологические явления;
• социальное здоровье – нормальное развитие жизненных сил индивида (коллектива, общества), их способность адаптироваться к условиям среды; использовать ее для развития.
Э. Дюркгейм трактовал коллективность как «основной фактор социальности», естественную среду жизнедеятельности людей. Важнейший фактор общественной жизни – социальная (правовая, политическая и др.) дисциплина, которой придерживаются индивиды.
«Понимающая социология» М. Вебера
С точки зрения немецкого мыслителя Макса Вебера, наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление.
По М. Веберу, социология должна быть «понимающей», должна дать «понимание», интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять и объяснить: какие понятные последствия имели их стремления для «осмысленно соотнесенного поведения других людей».
Задача социолога – разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. Предметами изучения социологии должны быть только те социальные действия, которые:
• осмыслены человеком с точки зрения целей и средств их достижения;
• ориентированы на других субъектов (то есть учитывают влияние своих действий и ответную реакцию на них).
Понимание социальных действий и внутреннего мира их субъектов может быть:
логическим (осмысленным с помощью понятий);
чисто эмоциональным.
В наше время философско-социологические взгляды М. Вебера переживают настоящее возрождение.
М. Вебер рассматривал проблему ценностей (моральных, политических, эстетических, религиозных и др.). Ценность – «установка той или иной исторической эпохи», «свойственное эпохе направление интереса». Речь идет о понимании сознательных установок субъекта на указанные ценности: ценности определяют направленность деятельности субъекта; социолог сам исходит из определенной системы ценностей.
Теория социальных действий М. Вебера ставит вопросы соотношения эмпирического и теоретического уровней познания. Важнейшая ее составляющая – концепция идеальных типов. Идеальный тип – «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции», идеальная модель того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе.
Учение об идеальных типах может служить методологической установкой социального познания и решения практических проблем. Характерные идеальные типы социального действия, выделенные М. Вебером:
• целерациональное действие – человек ясно представляет цель и средства ее достижения и ответную реакцию других людей на свои действия. Критерий рациональности – успех;
• ценностно-рациональное действие – совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную ценность данного поведения;
• аффективное действие – через бессознательные психологические импульсы, чувства;
• традиционное действие – осуществляется через привычку.
Наука – «наиболее чистое воплощение принципа рациональности». Правовое государство развивается на основе целерациональных и ценностно-рациональных действий управляющих и управляемых.
Социологическая теория марксизма
Марксизм – одно из течений социологической мысли конца XIX– начала XX вв. Основоположниками марксизма были К. Маркс и Ф. Энгельс. (В настоящее время марксизм подвергается основательной критике.) Марксистская социология – материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма оказали влияние диалектика Г. Гегеля, а также социологические и политико-экономические воззрения мыслителей предшествующего периода (А. Смит, К. Сен-Симон и др.). Диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение: