• материальных основ жизни общества;
• характера взаимодействия его основных сторон;
• объективной направленности развития общества;
• роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.
Согласно Марксу и Энгельсу общество – совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов.
Основной принцип марксистской социологии – «сведение индивидуального к социальному».
Общество определяет содержание и направление деятельности человека, его развитие через:
• систему общественных отношений;
• условия материального производства;
• общественные институты.
Роль материальных побудительных сил:
• материальные потребности и интересы обусловливают поведение и деятельность людей, их стремления, психологический настрой, идеи и теории.
Материальные интересы:
• личные;
• общие (интересы социальных групп). Выражают «взаимную зависимость индивидов, между которыми разделен труд» (К. Маркс). Одна из фундаментальных сторон материалистического понимания – обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.
Общественное бытие истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании.
Ни классический, ни современный марксизм не отрицают значение индивидуального сознания, но приоритет отдают сознанию общественному.
Способ производства – материальная основа существования и развития общества, системообразующее напало, связывающее воедино все проявления общественной жизни.
«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (К. Маркс и Ф. Энгельс). Марксизм рассматривает способ производства как единство двух его сторон – производительных сил и производственных отношений. Производительные силы:
• люди, обладающие знаниями, опытом и навыками производственной деятельности;
• средства производства, то есть орудия и предметы труда. Производственные отношения:
• отношения, в которые вступают люди в процессе производственной деятельности.
Общество с точки зрения марксистской социологии
С точки зрения марксизма общество – система общественных отношений: экономических, политических, правовых и др., целостный социальный организм.
Субъекты общественных отношений: социальные группы, в том числе классовые и национальные, а также отдельные индивиды. Объективной основой общественных отношений являются:
• общественное разделение труда;
• развитие различных видов деятельности людей. Общественные отношения подразделяются на:
• материальные общественные отношения;
• идеологические общественные отношения.
Материальные общественные отношения подразделяются, в свою очередь, на:
• экономические;
• производственно-технологические;
• материальные отношения к природе.
Материальные отношения не зависят от воли людей. Идеологические общественные отношения:
• политические;
• правовые;
• нравственные;
• религиозные;
• эстетические.
Идеологические отношения складываются сознательно.
Ф. Энгельс подчеркивал «объективную зависимость жизни общества от его материального и экономического основания».
Этот методологический подход ограничен учением о взаимодействии:
• экономического базиса (совокупность экономических отношений, реальная экономическая структура общества);
• надстройки (взгляды социальных субъектов и реализующие эти взгляды на практике организации и учреждения).
В марксистской социологии выделяются следующие сферы общественной жизни:
• экономическая – производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;
• социальная – сфера взаимодействия социальных групп, национальных общностей по поводу условий их жизнедеятельности;
• политическая сфера – совокупность политических отношений различных партий, организаций, государственных и иных политических институтов;
• духовная сфера – наука, образование, мораль, искусство, религия, то есть утверждение духовных начал в деятельности индивидов.
Изучение сфер общественной жизни важно для анализа общества как единого социального организма.
Марксистская теория общественно-экономических формаций
Учение марксизма об обществе как целостном социальном организме нашло выражение в понятии общественно-экономической формации.
Это понятие отражает сущностные признаки социально однородных обществ.
Общественно-экономическая формация выступает как конкретно-исторический тип общества с присущими ему:
• способом производства;
• социальной структурой;
• экономическим базисом;
• политической надстройкой;
• духовной жизнью.
Общественно-экономические формации могут объединять общества, находящиеся на разных уровнях развития, но имеющие единые существенные признаки.
Учение об общественно-экономической формации в настоящее время подвергается критике, но имеет значение для анализа общественной жизни и исторического процесса.
Важный раздел материалистического понимания истории – объективные законы развития общества:
определяющая роль способа производства;
соответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил;
определяющая роль экономического базиса по отношению к надстройке; первичность бытия и вторичность сознания.
Согласно марксистскому учению смена общественно-экономических формаций происходит под влиянием экономических факторов, коренящихся в способе производства.
Материальная предпосылка процесса смены общественно-экономических формаций – углубляющееся и обостряющееся несоответствие устаревших экономических отношений и прогрессивно развивающихся сил общества.
В этом и заключается объективная диалектика перехода общества к более прогрессивной общественно-экономической формации.
Основные проблемы диалектики исторического процесса (социальной диалектики):
• взаимодействие объективных и субъективных факторов развития общества; взаимодействие производительных сил и производственных отношений;
• взаимодействие экономических, политических и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни;
• взаимоотношения субъектов исторического процесса;
• взаимодействие индивидуального и социального;
• проявление побудительных сил и мотивов деятельности людей, взаимосвязь их интересов;
• отрицание и преемственность в общественном развитии.
Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина
Анархизм – одно из влиятельных направлений в социологической мысли России конца XIX– начала XX вв.
Теоретики анархизма, мыслители и революционеры М. Бакунин и П. Кропоткин опирались на труды Ш. Фурье, М. Штирнера, П. Прудона.
Суть анархии: «Предоставьте вещи их естественному течению» (М Бакунин). Центральные идеи анархизма:
• идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими общественными институтами;
• социальный характер свободы: она может быть осуществлена «только через общество», «при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми» (М. Бакунин).
Проявление свободы человека: «бунт против всякой власти – божеской и человеческой, – если эта власть порабощает личность» (М. Бакунин). Идеи анархизма развил в своих работах П. Кропоткин. Считал возможным установление «безгосударственного коммунизма» на основе личной и коллективной свободы трудящихся.
Восприняв ряд социалистических идей, Бакунин развил их в теории социализма и федерализма.
Основные моменты этой теории:
• социализм как общественный строй должен быть основан на личной и коллективной свободе, на деятельности свободных ассоциаций;
• государство должно быть устранено;
• отношения между субъектами общества строятся на принципах федерализма, то есть их свободного и равноправного союза.
Проблемы регулирования отношений между людьми теоретики российского анархизма решали под влиянием идеи Прудона о справедливости «как высшем законе и мере человеческих деяний».
По их мнению, «равенство во всем – синоним справедливости. Это и есть анархия».
П. Кропоткин считал, что нравственные чувства коренятся в природе человека и получают развитие в процессе общественной жизнедеятельности. Центральные идеи анархизма («полнейшая свобода личности», отрицание правительственной регламентации) умозрительны и наивны. Однако идеи справедливости, равенства, свободы личности, самоуправления, федерализма в общественной жизни имеют много сторонников и последователей.
Социологические взгляды народников
Виднейшие представители социологии народничества П. Лавров и Н. Михайловский придерживались субъективного метода в социологии. Суть метода П. Лавров излагал так: "… приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, то есть, усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу". Основные стороны субъективного метода социологии народничества: